Пугачёв в истории и литературе

Этот урок мы проводили и готовили в содружестве с учителем истории Киргановой Татьяной Михайловной. Получился настоящий бинарный урок, который вели два учителя. Его сценарий я и предлагаю вашему вниманию. Другие материалы к изучению повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", как-то: видео- аудио-файлы, ролик об истории создания - вы найдёте на странице А. С. Пушкин "Капитанская дочка. Материалы к урокам".


Фрагмент интегрированного урока

 Пояснительная записка:

   Урок проводится учителем литературы и учителем истории в 8 классе школы. Интегрированный урок рассчитан на два академических часа по 45 минут. На первом уроке учащиеся выступают с докладами, показывают инсценировки, проводится аналитическая работа в виде таблицы, заполняемой группами учащихся.

   Второй урок проходит в игровой форме (брейн –ринг). В него включены познавательные задания на знание исторических личностей и литературных персонажей, текста «Капитанской дочки», исторических событий этой эпохи.

     Учащиеся заранее делятся на три группы: специалистов по «Капитанской дочке», «Истории Пугачевского бунта», историков. Каждая из групп получает аналитическое задание и докладывает результаты исследовательской работы на первом уроке.

    В жюри приглашаются старшеклассники, а также учителя- предметники. После подведения итогов 1 и 2 уроков выставляются индивидуальные оценки по истории и литературе.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование: портрет, карта восстание, стенгазета, выставка книг

 Ход урока:

Вступительное слово учителей

 Учитель литературы

  Сегодня у нас необычный урок. В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки, и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век.

 Учитель истории

  А18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.   В 1762 году произошел еще один переворот, был, свергнут с престола, а затем, тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.

  Сама Екатерина была ярой противницей крепостного права. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась. 

  Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

  Ответом на окончательное закрепощение  крестьян  и стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева.

Учитель литературы

  Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.

Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанскую дочку», посвященную событиям конца 18 века.

  Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.

Учитель истории

 

  Сегодня мы попытаемся разграничить историческую действительность и художественный вымысел.

  С этой целью мы разделимся на 3 группы и проанализируем взгляды историков, взгляд Пушкина в «Истории пугачевского бунта» и взгляд Петра Гринева на личность Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке».

Основная часть

  1. Отчет группы историков о проделанной работе

   «Реальные исторические факты из жизни исторической личности»

     (доклад)

  1. Инсценировки трех встреч Пугачева и Гринева из «Капитанской дочки»

Анализ эпизодов (доклад)

3     Отчет группы историков-пушкинистов

«Взгляд Пушкина на Емельяна Пугачева в истории бунта»

(доклад)

4  Заполнение аналитической таблицы отдельными группами по     

    линиям сравнения: черты характера, цели.

5     Отчет групп историков, историков-пушкинистов и литераторов о взаимоотношениях Е. Пугачева и  участников восстания по различным источникам.

6. Беседа по вопросам

-      В чем различия представлений об одной и той же исторической личности?

-      Как пересекаются взгляды?

-      С каким взглядом на Емельяна Пугачева согласны вы?

 

7. Отчеты групп об итогах восстания, их отражение в 

    исторической монографии и литературном произведении  

    Пушкина.

 

8. Заполнение аналитической таблицы по линиям сравнения судьба 

   и оценка личности.

 Подведение итогов

 Учителя истории и литературы

  Различия во взглядах между историками и литераторами в оценке личности  Пугачева объяснимы.

Учитель истории

С точки зрения истории восстание Пугачева - закономерный процесс сопротивления усилению государственного гнета и крепостного права, а жестокость и зверства вполне вписываются в особенности межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью предводителя.

    Оценка Пугачева Пушкиным- историком резко негативная. Он не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», но и не лестного мнения о самой личности Пугачева (называет его звероподобным). По цензурным причинам Пушкин не мог высказать открыто свое мнение, поэтому его герой в «Истории пугачевского бунта» так кровожаден.

Учитель литературы

    Желая сделать его образ более человечным, раскрыть причины того, что за ним пошло столько людей, и не только из народа, Пушкин пишет «Капитанскую дочку»

   Восприятие Пугачева Петрушей Гриневым - более человечное, он не оправдывает жестокость, но по- человечески сочувствует ему, запутавшемуся, преданному, но способному на милосердие.

   Тем самым Пушкин пытается сблизить противоположные точки зрения. Глазами дворянина Гринева, классового врага крестьян, читатели должны увидеть человека со всеми его слабостями, пороками и достоинствами.  Мысли Пушкина раскрываются через особую структуру, которая заставляет героев, выходя из круга свойственных им классовых представлений, расширить свои нравственные горизонты. Блестящий ход А.С. Пушкина – писателя и  историка одновременно.

Брейн-ринг

1 тур «Исторические и литературные портреты»

2 тур «Восстановить текст»

3 тур «Блиц вопросы»

Викторина 

Исторические и литературные портреты

 Полковник пугачевского войска, крепостной крестьянин, приговоренный за уголовное преступление к вечной каторге, клеймению и вырыванию ноздрей. Во время осады Оренбурга был послан губернатором в лагерь Пугачева, чтобы разоблачить их вождя как самозванца, вместо этого он стал одним из деятельных участников бунта.

      /Афанасий Соколов или Хлопуша /

 «..тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку»

      /Белобородов/

 Фаворит Екатерины 2 граф, силач и храбрец, участник дворцового переворота1762 года. Именно ему императрица доверила охранять свергнутого императора Петра3, в Ропше, и ему приписывают его случайное  убийство, якобы в картежной драке.

      /Алексей Орлов/

 « Я увидел мужчину роста высокого, но уже сгорбленного старостью. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоановны, а в его речи сильно отзывался немецкий»

     / генерал в Оренбурге Андрей Карлович/

 Прошел блестящий путь в армии от капрала до генералиссимуса. Участвовал в Семилетней и русско-турецких войнах. За победу при Рымнике получил титул графа Российской и Священной римской империи. Был направлен Екатериной на борьбу с Пугачевым в город Царицын, но  прибыл к месту назначения, когда восставшие уже были разбиты. Ему  лишь довелось конвоировать самозванца в Симбирск.

      /А.В. Суворов/

 «Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен»

      / Старый башкир/

 Единственный сын Екатерины 2 и императора Петра3. Он войдет в историю как Русский Гамлет. Именно в период празднования его свадьбы в Петербурге узнали о начавшемся бунте яицких казаков под предводительством Пугачева

      . /Павел 1 /

 «Увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах».

      /Зурин /

 София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, немка по происхождению она объявит себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством этой губернии от жестокости пугачевцев. /Екатерина 2/

 «Невысокого роста с лицом слирлым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»    / Швабрин /

2.Вопросы  блиц турнира

 1 команда

  1. Кем был Бопре до того как стать гувернером (парикмахер, солдат)
  2. Когда и где был казнен Пугачев (1775 год в Москве)
  3. К какому географическому пункту прилаживал Петруша мочальный хвост          (Мыс доброй надежды)
  4. Как назывался бунт в Москве,  предшествующий восстанию Пугачева (Чумной)
  5. Как звали отца Гринева (Андрей Петрович)

2 команда

  1. Что такое фортеция (крепость)
  2. Участник пугачевского восстания, лидер башкир, молодой и храбрый богатырь (Салават Юлаев)
  3. Как звали Савельича (Архип Савельевич)
  4. Город, выдержавший полугодовалую осаду (Оренбург)
  5. Какую бурлацкую песню любил Пугачев (Не шуми, мать зеленая дубравушка)

3 команда

  1. Кто был учителем Швабрина (Василий Кирилович Тредьяковский)
  2. Название документа, который рассылал самозванец, призывая крепостных крестьян к погромам и расправе над помещиками (манифест)
  3. Что такое сикурса, которую просит прислать Марья Ивановна (подмога)
  4. Генерал регулярной армии, который разбил войско Пугачева под Самарой (Бибиков)
  5.     В ту пору лев был сыт, хоть с роду оно свиреп. «За чем пожаловать изволил в мой вертеп?» Спросил он ласково./А. Сумароков/ Как называется глава, которая начинается с этого эпиграфа? (Мятежная слобода)

3. Восстановите текст

 Восстановить текст

 Отец мой,________________ Гринев, в молодости служил при графе __________    и вышел в отставку в 17.. году.

С тех пор жил он в своей _____________ деревне, где женился на _____________.

Нас было ___ человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младеченстве.

Я был записан в ___________ полк.

С пятилетнего возраста, отдан был я стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованного в  ______.

Восстановить текст

 Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы,____ и _____; но ничего не видал кроме ________, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли 3 или 4 _____________; с другой скривившаяся _______ с лубочными крыльями. «Где же крепость?»- спросил я с удивленьем «Да вот она»- отвечал ямщик. У ворот увидел я старую ______; избы частично были крыты _______.

Восстановить текст

Божьею милостью мы, _______, император и самодержец _______ и прочая, и прочая, и прочая.

Жалуем сем именным указом всех_________ вольностью и свободой, не требуя __________ наборов, __________ податей; владением _________.

А кои прежде были _________, оных противников  нашей власти и возмутителей империи всячески ловить, казнить и вешать.