Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и видеоклипы, и биографии писателей, и рекомендации по использованию компьютера и интерактивной доски на уроке.
На данной странице вы найдёте ссылки на другие странице сайта, посвящённые разным видам мультимедиа и их применению на уроках русского языка и литературы.
На сайте "Общественная экспертиза и оценка учебников" был подведён итог обсуждения темы "ИКТ на уроках". И вот к каким выводам пришли:
- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения.
Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;
- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели
обучения;
- применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;
- ИКТ, во-первых, как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;
- в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного,
деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.
Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения
- использовать компьютерные презентации;
-использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;
- использовать дистанционное обучение;
- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;
- использовать интерактивную доску;
- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;
- организовывать самостоятельнуюй учебно-познавательную деятельность и др.
И самое главное: используя ИКТ нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации к урокам русского языка
Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью
анимации объяснять материал. Такие уроки предлагаю вашему вниманию.
Презентации к урокам литературы.
Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Часто они даже морально устаревшие. Поэтому я создаю свои документальные фильмы Часто, каюсь, использую в них где-то найденный видеоматериал, но звук накладываю свой. Не могу сказать, что все они мне нравятся, со временем некоторые из них по разным причинам переделаю. Где-то не удовлетворяет тихий звук, что-то не очень качественно сделано, а здесь можно наложить музыку. В общем, причин много. С опытом своей работы по созданию фильмов по биографиям писателей я хочу вас познакомить.
В разделе Интегрированные проекты вы найдёте видеофильмы-исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.
Аудиозаписи на уроках русского языка
Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в моём кабинете, я использую аудиозаписи, созданные мной. Как правило, это я делаю на уроках русского языка. Записывается текст диктанта с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.
Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?
Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.
В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы
Методические рекомендации
В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете:
При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:
При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это
При варианте «Компьютерный класс»:
При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом они могут работать в индивидуальном темпе.
Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:
При подготовке к уроку учитель может:
Второй этап - проведение урока.
Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка)
Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию)
Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.
Write a comment
Хлынова (Saturday, 09 November 2013 19:50)
O! У Вас новое оформление! И как только на всё время находите?! Вы - удивительный человек!
giacint53 (Thursday, 21 November 2013 09:32)
Золотой Вы Человек! Огромное Вам спасибо!!! Часто использую Ваши материалы. Бесконечно признательна!
Галина (Wednesday, 27 November 2013 16:38)
Прекрасный сайт!!!!!! Случайно натолкнулась и, просмотрев, пришла в восторг. Я молодой учитель и всему учусь у старших коллег. А у Вас есть чему поучиться!!!!!! Сейчас решила создать свой сайт!!!!!!! Спасибо за вдохновение!!!!!
Терещенко Виктория Вячеславовна (Saturday, 25 January 2014 19:06)
Виден научный подход к систематизации информации!
Все предельно ясно и понятно! Скоро аттестуюсь, сижу маюсь, классы сложные (дети с ОВЗ-VII вид) какие с ними результаты, конкурсы?Работаю учителем нач.кл. По ФГОС коррекционные классы отменили, а что делать детям ,учителям и родителям? В каждом общеобразовательном классе сидят 50% детей с ОВЗ и дети эмигрантов, а учить их надо по программе "2100"! Вот где ребус и кроссворд!!!
Евгения (Wednesday, 05 March 2014 17:44)
Наткнулась на ваш сайт. ОГРОМНОЕ вам спасибо за то, что вы не прячете свой талант, а щедро делитесь знаниями, идеями, результатами собственной работы. И... вдохновляете на труд! Я только начинаю педагогическую деятельность, люблю творческие уроки. Хочется, чтобы наши искушенные, избалованные информацией школьники были заинтересованы. Хочется дать им качественный и интересный материал. Думаю, что ваш сайт поможет многим-многим учителям и сделает каждый урок нескучным!
Галина шуванова (Friday, 05 December 2014 18:22)
Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное спасибо за возможность сэкономить время: вашими материалами к урокам пользуюсь уже не первый год, рекомендовала ВАШ САЙТ коллегам: все кто прислушался - остались очень довольны, поэтому моя благодарность БЕЗГРАНИЧНА! Дай Бог вам здоровья и творческих сил на реализацию новых проектов!
Татьяна (Monday, 24 August 2015 05:01)
ТАЛАНТ! Учитель с большой буквы! Инесса,новых Вам творческих находок.Пока есть такие учителя -есть Россия!
Елена (Friday, 09 October 2015 19:21)
Инесса Николаевна!Искренне благодарю за предоставленные материалы.Вам успехов больших и маленьких.Здоровья на многие лета.
Анатолий (Thursday, 14 January 2016 18:03)
Кашерный сайт!
Я будущий программист а сейчас в школе надо представить почему на русской литературе и языке нужен компьютер но просто сказать "боды то гэто кашерно" не выйдет, а ваш сайт позволил мне улучшить не только мою программу но и литературным языком сказать что компьютер стал важнейшей частью будущих поколений и что через него можно быстрее и проще объяснить детям материал и закрепить его за один два урока.
Людмила (Sunday, 26 November 2017 22:36)
Уважаемая Инесса Николаевна,не могу найти проект- презентацию Ваших учеников "Блок и Люба Менделеева" Помогите отыскать. Я его просмотрела, а сейчас нашла только конспект спектакля, а презентации нет. Заранее спасибо!
Лидия (Sunday, 25 March 2018 21:56)
Уважаемая Инесса Николаевна. Хотела бы выразить огромную признательность за ваше трудолюбие и творческий подход в преподавании! Ваш сайт очень яркий, богатый очень полезным материалом. Спасибо, Вам!
Николай Петров (Friday, 14 September 2018 18:01)
Абсолютно согласен с одним из комментариев. Что же делать с детьми с ОВЗ? Ведь среди них есть очень неадекватные! А родители таких детей тоже не совсем понимают проблему, ситуацию.