Басни. Урок-игра

Предлагаемая методическая разработка - результат обработки разных материалов. Это и журнал "Литература в школе", и газета "Литература" ИД 1 сентября, и поурочные разработки. Урок совмещает элементы композиции, беседы и игры. Проводится в конце изучения темы "Басни" в 5 классе.


Урок по литературе в 5 классе

Тема: «Исторический путь басни»

Ход урока

Звучит грамзапись басни «Квартет»

  • Вы узнали басню?
  • Кто её автор?

Учитель: Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него.

 1-ый ведущий

Басня - один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.

 2-ой ведущий

Басня была так популярна, что с её существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.

 3-ий ведущий

Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие.

 4-ый ведущий

К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.

Эллада - мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел - свободная страна,

Не вся захвачена поэтами она.

 Учитель:

Вы дома сочиняли басни. Посмотрим, у кого басня получилась интереснее, кто придумал оригинальный сюжет, использовал свойства басни.

Из каждой команды выступают по одному ученику.

 5-ый ведущий

Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков.

 1-ый ведущий

В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

 2-ой ведущий

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.

 3-ий ведущий

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

 4-ый ведущий

Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира.» В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

 5-ый ведущий

Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Учитель

Строки крыловских басен дано уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.

  • А ларчик (просто открывался)
  • Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку)
  • А вы, друзья, как ни садитесь, (всё в музыканты не годитесь)
  • Слона-то я и (не приметил)
  • Недаром говорится, что (дело мастера боится)
  • Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на слона)
  • У сильного всегда (бессильный виноват)
  • А Васька слушает (да ест)
  • Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапах ходят)
  • Худые песни Соловью (в когтях у Кошки)

Молодцы! Вы хорошо знаете крылатые выражения из басен Крылова. А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали рассказ об истории создания басен, хорошо ли запомнили лучших баснописцев мира. Я показываю вам название страны, а вы должны назвать имя баснописца, известного на весь мир.

  • Греция - Эзоп
  • Рим - Федр
  • Франция - Лафонтен
  • Германия - Лессинг

Запомнили ли вы русских баснописцев? Сейчас я покажу вам инициалы русских баснописцев, а вы должны назвать их полные имена.

  • А. П. С. - Александр Петрович Сумароков
  • И. И. Х. - Иван Иванович Хемницер
  • И. И. Д. - Иван Иванович Дмитриев
  • И. А. К. - Иван Андреевич Крылов

Конкурс на самого лучшего актёра пантомимы

На отдельных карточках у меня написаны названия басен Крылова. Каждый участник выбирает одну, не видя названия. Теперь с помощью жестов надо изобразить то, что написано на карточках, а класс должен узнать изображаемую басню.

  • «Волк и Ягнёнок»
  • «Мартышка и очки»
  • «Осёл и Соловей»
  • «Лебедь, Щука и Рак»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Кошка и Соловей»

Конкурс «Любимая басня»

 

Класс заранее был разделён на группы, каждая подготовила инсценировку одной басни.

Басни на выбор:

  • «Волк и Ягнёнок»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Петух и Курица»
  • «Мартышка и очки»
  • «Зеркало и Обезьяна»

Конкурс «Кто лишний?»

Каждая группа получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

  • Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)
  • Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)
  • Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)
  • Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)
  • Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

Заканчивается наш праздник. Хочется, чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и новые её страницы.

Счастливого пути в чудесный мир литературы!

А теперь подведём итоги нашего праздника и назовём его победителей - настоящих знатоков басен.


Сказка о притче и басне. В сказочной форме ребятам сообщается об особенностях жанров: сказки, басни, притчи.

"Сказка о притче и басне"

Смешно, что это видео я потеряла на своём компьютере, но, благодаря Интернету, нашла. Кто-то его скачал, опубликовал, а я уже скачала у них, но это моё видео. Мой голос, мои картинки, причём, когда я создавала этот ролик, Интернета у меня ещё не было и картинки я сканировала. А вот текст сказки взят мной из журнала "Литература в школе". С одной стороны, плохо, что все всё тащат друг у друга. С другой стороны, благодаря этому я нашла свой фильм.


Write a comment

Comments: 4
  • #1

    Елена (Sunday, 09 November 2014 22:34)

    Спасибо большое. Очень интересный материал. Вы - МОЛОДЕЦ!!!

  • #2

    Настя (Friday, 06 February 2015 13:33)

    Материалы помогают в работе!

  • #3

    Ольга (Thursday, 20 August 2015 06:52)

    Спасибо, уважаемая Инесса Николаевна!

  • #4

    Ирина (Monday, 08 October 2018 13:58)

    Большое спасибо! Прекрасное видео: и сама с удовольствием посмотрела, и ученикам на уроке показала.