Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Страница посвящена тому, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Здесь вы найдёте критерии оценивания работ, тексты для написания сочинений, методические рекомендации для учителя, памятки и шаблоны для учащихся и другой полезный материал.


Новое в критериях оценивания экзаменационного сочинения.

Уважаемые коллеги! На сайте ФИПИ появилась новая демоверсия с грифом ПРОЕКТ, но мы с вами знаем: что было проектом, то автоматически становится не проектом. 

Честно говоря, сначала изменения меня повергли в шок. Зачем? Почему? Такие вопросы звучали в голове.

Итак, что нового? Комментарий к проблеме теперь оценивается 5 баллами, а не тремя. Нужны два примера из текста, пояснения к ним и показать, чем они связаны. Что это такое и с чем едят эту связь, пока не растолковали. 

4 критерий - аргументация собственной позиции - теперь, наоборот, с 3 баллов оценивается 1. Выразил позицию и привёл логический аргумент - хорошо, получай 1 балл, нет, заявил формально - не получил заветного балла. То есть приводить литературные аргументы теперь не надо.

Кажется, я поняла, почему это. Во-первых, потому что дети списывают всё же аргументы с базы аргументов, так как при проверке видно, что примеры приводят из одних и тех же произведений и одними и теми же словами. То есть самостоятельности ноль. Только где-то 10% процентов учащихся пишут сами и серьёзно. Получается профанация. Во-вторых, литературное сочинение у них будет на итоговом. Вот там они и покажут знание текстов. 

Вернёмся к теме комментария. Итак, два примера из текста. Что считать примерами? Я вижу, что  это не только цитата, а может, и не обязательно цитата. Например, писали сочинение про Мишку Елисеева и проблему жадности. Начинаем комментарий писать так: "Отвечая на эти вопросы (до этого шёл ряд риторических вопросов), автор приводит в пример Мишку Елисеева, который не только не делился со своими товарищами в голодные годы продуктами, но и вешал замок на тумбочку, явно не доверяя соседям. (Далее вывод) Таким образом, мы видим, что человек жадный - плохой товарищ и единоличник. (Далее идёт связь двух примеров) Чтобы показать типичность героя, писатель рисует образ жадюги шофёра, который без зазрения совести взял хлеб у героя текста. Автор подмечает внешнюю похожесть двух персонажей: у них маленькие хитрые глазки. (Далее привожу ещё один пример, показываю связь с двумя предыдущими) В противовес им дан герой-рассказчик текста. Это человек самоотверженный, способный пожертвовать всем ради своих товарищей". 

Ну, вот, приблизительно так. То есть это действительно самостоятельная работа, которая показывает, как учащиеся умеют анализировать текст, находить взаимосвязи примеров, делать микровыводы, следовать за автором. Но, к сожалению, опыт показывает, что и из такой творческой части сочинения можно сделать шаблон. Часто учителя (не хочу никого обвинять, но не могу удержаться) сочиняют для учащихся готовые шаблоны. И у них это замечательно получается! Дети, как под копирку, строчат свои комментарии, только самостоятельности, ума там нет ни на грош. Я понимаю, что выпускники везде очень разные, и если мне повезло с учениками, то во многих школах учащиеся 11 класса не могут связать двух слов, а их надо выпустить. Вот и пытаются выпустить таким образом. Что ж, честь и хвала этим учителям. (Это не ирония)

Вот мысли по поводу того, какая связь может быть между примерами. Примеры могут

  • дополнять друг друга,
  • пояснять,
  • расширять мысль автора,
  • они могут противопоставляться друг другу для того-то и того-то,
  • конкретизировать

Вот такой шаблончик можно дать. Можно сообща с учениками написать один раз обучающее сочинение, проговаривая предложения, части сочинения, ставя вопросы. вот такой работой я и займусь. А К4 мы пока пишем по-старому, чем чёрт ни шутит)))


Требования к экзаменационному сочинению

Презентация знакомит с критериями оценивания экзаменационного сочинения и даёт шаблоны и речевые клише для его написания. 


Проблема и авторская позиция

В архиве - презентация и текст для написания сочинения. В презентации даны клише к написанию проблемы и авторском позиции, есть тренировочные задания по формулировке проблемы, а также на занятии предполагается работа с текстом с целью выявления авторской позиции и проблематики текста.


Комментарий к проблеме

В архиве вы найдёте презентацию к занятию, текст для анализа и комментарий для образца. Спасибо коллегам, чьи разработки я использовала для создания данного материала: Саглай Ирину Владимировну и Еремееву Т. И.


В критерии К2 (комментарий к проблеме) 2 баллами оценивается комментарий по тексту, при этом надо привести 2 примера из текста. Что можно считать примером? Цитату. При этом это должна быть цитата, с помощью которой автор решает данную, сформулированную вами проблему. Используйте фразы: "Автор обращает наше внимание... Он приводит в пример .... Автор выделяет такие аспекты проблемы ..." При написании комментария надо идти "вслед за автором", то есть идти его путём. Вот он поставил проблему (вопрос). Авторская позиция - ответ на этот вопрос. А что между вопросом и ответом? Каким путём идёт автор? Какие "подвопросы" он выделяет? Какие примеры приводит? Какие цитаты использует и с какой целью? Как он относится к герою и по каким признакам это видно? Как он оценивает приведённую в тексте ситуацию (если это текст художественного стиля) Главное не смешивать автора и героя-рассказчика. Даже если кажется, что автор пишет о себе, так как он пишет "я", надо всё равно писать: "Автор использует..., поднимает проблему", но "Рассказчик чувствует..., герой понимает, что..." Можно написать, что это "автобиографический рассказчик". 

В критерии К4 (аргументация собственной позиции), как и в прошлом году, 3 балла ставится за два аргумента, один из которых! литературный. Главное - уметь оформить аргумент. Если проще говорить, то каждый аргумент начинается с красной строки, вводится своими рассуждениями, и только потом даётся пример из текста. Ребята путают пример и аргумент. Аргумент включает в себя пример (иллюстрацию), но строится по такой схеме: микротезис (довод)+пример+микровывод. Нельзя начинать абзац так: "В романе Достоевского "Преступление и наказание". Сначала скажите, что вы хотите доказать этим примером, потом приводите пример (не просто называя произведение, но и чуть рассказывая, много тоже не надо), а потом делайте микровывод. То есть пример должен быть "окружён" вашими рассуждениями. 

Предположим, вы рассуждаете о пользе книг и говорите о Пушкине, которого Николай 1 назвал "самым умным человеком своего времени", и это действительно было так, его произведения доказывают это. Но что сформировало этот острый ум? Чтение! Пушкин в детстве перечитал всю библиотеку своего отца, хотя, может быть, ему и рано было это делать и мы бы сейчас сказали 16+ Так что чтение создаёт нас и в умственном, и морально плане.

С другой стороны, мы видим отрицательные примеры пагубного отсутствия привычки к чтению. Вспомним Митрофанушку из комедии Д. Фонвизина "Недоросль". Герой не хотел учиться, конечно, ничего не читал. Его ум остался девственно чистым, а душа - неразвитой, ведь он даже в финале произведения предаёт свою мать. И такие примеры мы видим часто в нашей современной жизни, что приводит к духовному обнищанию нации, как это ни прискорбно.

Как видите, приведено два аргумента. Один со знаком плюс, второй - со знаком  минус. При этом не оба примера литературные, только второй можно считать таковым. Кстати, литературный лучше ставит на первое место, а не на второе. Первый пример про Пушкина не считается литературным, так как не названо произведение, хотя можно и написать, что пример взят из книги, например, Вересаева "Пушкин в жизни", и тогда аргумент уже будет литературным.

При подсчёте слов учитываются цитаты и материал из сведений об авторе текста. То есть всё, что вы процитировали из текста и что списали из сведений об авторе, при подсчёте слов вычитается. Так что советую - поменьше цитат, побольше своих мыслей. Не пишите фразы типа: "Александр Исаевич Солженицын, русский публицист, прозаик, общественный деятель..." Эти сведения даются для того, чтобы вы точно знали, какими синонимами можно заменить слова "автор" и "Солженицын". Не пытайтесь таким образом набрать нужное количество слов.

Если по К1 (проблема) Вам поставили 0 баллов, то и по критериям К2-К4 Вам поставят 0 баллов

Если по К10 (речевые ошибки) не стоит высший балл - 2, то и по критерию К6 (выразительность языка) максимальный балл не поставят.

Впечатления от сочинений 2011 года

(могу сказать, что впечатления о сочинении 2012, 2013 и 2014, 2015 годов я не писала, потому что они такие же)

Вот мы и проверили сочинения формата ЕГЭ по русскому языку 2011 года. Что тут можно сказать... Общее впечатление: работы очень слабые. К сожалению, в отличие от предыдущих лет, не запомнилась ни одна. Текст был о цене человеческой жизни, о самолюбии и тщеславии, о цели жизни и утверждении себя.

О тщеславии... Это слово дети не умеют писать, пишут "тчеславие". Почему? Не понятно. Но это так, цветочки.

Всех научили писать по шаблонам. У многих в сочинении нет ни одного своего слова. Мне кажется, надо не шаблоны давать детям, а только план и знакомить с критериями. Хотя, конечно, не надо забывать и об очень слабых учащихся, которые ещё идут в 10 класс. Им, может быть, действительно надо зазубривать шаблоны.

Попалась одна работа, которая вообще была не по тексту. Ребёнок всё сочинение писал об истине, о которой в принципе ни слова не было. Что это? Просто вызубренный какой-то текст сочинения? Мол, ко всему подойдёт?

Второе - формулировать проблему не могут, многие её путают с темой. Слова ТЕМА не должно быть в сочинении, хотя во многих методичках пишут, что надо. Но можно начать сочинение так: "В тексте Сложеницына о ... поднимается проблема (чего?) ...

Другая распространённая ошибка - описывают целый круг проблем, а пишут сочинение вообще неизвестно по какой. НАДО ФОРМУЛИРОВАТЬ ТОЛЬКО ОДНУ ПРОБЛЕМУ И ПИСАТЬ ПО НЕЙ.

Как  и в прошлые годы, формулируют одну проблему, а позицию автора - по другой. Надо сообщить ребятам, что проблема - это вопрос, а позиция автора - это ответ на этот вопрос, и они должны проверять это соответствие.

Самое ужасное - это литературные примеры, на которые, видимо, делали упор все учителя. Главное - литературный пример, не важно, что он не соответствует проблеме, не подтверждает твой тезис, которого, кстати, у многих и нет. Что доказывают - непонятно. И тут уже куча фактических ошибок: рассказ мы называем романом, Булгакову приписываем инициалы "Ф. М." (С Достоевским что ли спутали?) В этом году один юноша написал вместо Митрофанушка "Мит-рофанушка". Что это? Почему так? А это перенос из текста Интернета, откуда он списал пример. Есть и такие перлы: "Максим Горький в своём произведение "Горе от Ума" описывает человека, который так и не нашёл себя в жизни. На протяжении всего рассказа он размышляет "тварь он или право имеет"..." (*орфография и пунктуация источника сохранена)

Так и хочется сказать: "Всё смешалось в доме Облонских". Хотя чему удивляться с нашей огромной программой 10-11 классов, которая изучается за 3 часа в неделю? У детей просто не успевает всё уложиться в голове, а мы говорим: "Читать". Какое тут может быть чтение?

Литературные примеры дети не умеют вводить. Раз пример, два пример, и вроде надо ставить 3 балла, ведь один из них, а то и два литературный, но пример не подходит, не из той оперы, с кучей фактических ошибок, да ещё и не введён. Нужен же плавный переход: сначала доказательство, потом иллюстрация, то есть собственно литературный пример.

Многие, не найдя примеров, начинают сочинять: "Вот я прочитал в газете "Аргументы и факты" ("Известия", "Советский спорт") статью о бизнесмене (спортсмене, политике). Проверить, конечно, нельзя, ведь «кто автор, и в каком номере, и какова была фамилия бизнесмена, я забыл». Вот так просто мы выходим из создавшегося положения.

В общем, картина удручающая. Кто виноват? И что делать? – извечные вопросы русской интеллигенции. Причина, прежде всего, в том, что часов в базисном учебном плане на изучение таких предметов, как русский язык и литература, очень мало выделено. Часто в 10 класс идут заведомо слабые учащиеся, которые не набрали нужного количества баллов на ГИА и которые не могут по определению сдать ЕГЭ удовлетворительно. Конечно, виновато и общее падение уровня образованности и начитанности, засилие массовой культуры и неподцензурных СМИ. С этим, к сожалению, мы с вами ничего не можем поделать. Сделать мы можем вот что: обмениваться опытом, в том числе и в Интернете, учить и ещё раз учить детей, перефразировав знаменитую цитату из классика.


Как готовить к сочинению

Конечно, готовить к сочинению надо поэтапно. Прежде всего надо познакомить с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению. Я отвожу этому целое занятие (или электива, или урока русского языка). Ребята чётко должны знать, что от них требуется, может быть, даже стоит выучить критерии. (См. презентацию в начале страницы)

Потом мы работаем над понятиями Проблема и Авторская позиция. Ребята должны понимать, что это такое, на практике научиться определять проблему и позицию автора по данной проблеме. Я всегда прошу сначала найти предложения в тексте, где продемонстрирована авторская позиция (если, конечно, это текст публицистического стиля и позиция выражена словесно). Потом прошу "перевернуть" позицию в проблему (вопрос). Если проблема - вопрос, то авторская позиция - ответ на этот вопрос.

Следующий критерий, над которым мы работаем, - это комментарий, очень проблематичная часть сочинения на ЕГЭ. Как правило, никто не знает, что с этим комментарием делать. Кто-то вообще его не пишет, кто-то сбивается на пересказ, кто-то пишет про актуальность проблемы, кто-то анализирует языковые средства. Мы должны пройти "вслед за автором". Автор поставил проблему (вопрос), который решает, приводя какие-то примеры, рассматривая какие-то аспекты проблемы. При этом учащийся должен писать по одной проблеме, не уходить от того вопроса, который он уже сформулировал. Здесь важно также не перепутать автора и героя (рассказчика), Автор пишет текст, использует какие-то языковые средства, приводит  примеры, а всё, что написано в тексте, происходит с героем. 

Далее сложный момент - аргументация. Как вы знаете, надо привести 2 аргумента, один из которых должен быть литературным. Ребята, которые мало читают, у кого узкий кругозор, не могут привести примеры. И научить их этому в принципе невозможно - не приставишь же свою голову. Поэтому надо 10-11 класс читать литературные произведения и выделять проблемы. Можно пересмотреть программу (ребята, может, и читали когда-то эти книги, но уже не помнят их, надо "прочистить" мозги), вспомнить произведения, заполнить обобщающую таблицу: книга, проблемы, авторские позиции. Важно, чтобы ребята понимали, что пример - это не аргумент. Аргумент строится таким образом: микротезис + пример + микровывод. Всегда привожу простой пример. Доказываем тезис: важно читать книги. Какие аргументы (доказательства)? Первый микротезис (или довод): книги надо читать, чтобы больше знать. Второй довод: чтение книг развивает речь. Третий аргумент: чтение - это иногда и развлечение. Всё это примитивно и просто, но так многим понятнее. А вот уже каждый из этих аргументов (микротезисов, доводов, назовите, как хотите) дополняем и развиваем, приводим примеры из книг. После этого делаем микровывод. При этом каждый аргумент должен быть оформлен с красной строки.

Следующий этап - работа над речевым оформлением работ. Не только ребята, но и мы с вами подчас не можем развести речевые и грамматические ошибки. Сначала ребят надо познакомить с типами речевых, грамматических и логических ошибок, а потом предлагать их править, работать над редактированием работ.

Следующий этап - взаимопроверка работ. На отдельном занятии ребятам предлагается сначала проверить коллективно одну из работ, которую уже проверил учитель. Для этого можно подготовить раздаточный материал: само сочинение, текст, по которому оно писалось, критерии оценивания. Затем пройти все этапы по оцениванию, которые проходит эксперт. Вот примерный ход беседы:

  1. Выделите проблемы и позиции автора по проблемам данного текста
  2. Сформулирована ли в сочинении одна из проблем? Правильно ли она сформулирована, без фактических ошибок в понимании?
  3. Может быть, автор сформулировал проблему, которую вы не сформулировали, но она есть в тексте?
  4. Есть ли позиция автора? Она сформулирована по проблеме, то есть ответ на вопрос проблемы дан? Если позиция автора сформулирована по другой проблеме, не заявленной в сочинении, то мы ставим 0 баллов по авторской позиции (К3). И тогда вынуждены поставить по критерию К4 тоже 0.
  5. Есть ли комментарий к проблеме? Не сбился ли автор сочинения в комментарии на пересказ? Нет ли излишнего цитирования? Есть ли фактические ошибки в понимании текста и проблемы? Не путает ли автор сочинения автора текста и рассказчика? Приведено ли 2 примера из текста по данной проблеме?
  6. Есть ли в сочинении 2 аргумента, один из которых литературный? Соответствуют ли они тезису работы? Есть ли фактические ошибки в аргументации? Правильно ли оформлен аргумент?
  7. Логично ли построена работа? Есть ли связь между абзацами? Есть ли в работе логические ошибки? (Опыт подсказывает, что мы сами, учителя, не всегда видим логические ошибки, поэтому над этим вопросом надо работать особенно кропотливо) Правильно разбит текст на абзацы?
  8. Ищем орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. (Повторюсь, что разграничить грамматические и речевые ошибки трудно. Главная подсказка – речевая ошибка видна в контексте, а грамматическая - без текста)
  9. Далее думаем, насколько выразительна речь работы. Если есть грамматические и речевые ошибки, то 2 балла по критерию К6 ставить нельзя. Если же сочинение разнообразно по синтаксическим конструкциям, образно, нет лексических ошибок, то можно ставить 2 балла. Вообще по этому критерию редко ставят высший балл.
  10. Как правило, этических и фактических ошибок не бывает. Но за этическую ошибку можно считать высокомерное отношение к автору текста, негативизм. В последние годы, правда, становится всё больше и больше фактических ошибок.

На следующем занятии учитель предлагает проанализировать и оценить работу товарища самостоятельно. Надо не только выставить баллы по каждому критерию, но и обосновать свою оценку.

Ну а высший пилотаж - самопроверка, ведь объективно оценить себя очень трудно.


Write a comment

Comments: 75
  • #1

    Павел (Friday, 28 February 2014 17:51)

    Литературный аргумент может быть из зарубежной литературы?

  • #2

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 02 March 2014 08:02)

    Может.

  • #3

    Ольга (Saturday, 31 January 2015 08:29)

    Здравствуйте, Инесса Николаевна. Большое спасибо за Вашу помощь. Среди многообразных методических рекомендаций по предметам Ваш опыт и Ваши советы мне наиболее понятны. С уважением, Ольга.

  • #4

    Дагларбек (Wednesday, 22 April 2015 19:15)

    можно ли использовать в качестве аргументов два примера из литературы. Не приводя в пример из жизни

  • #5

    Перова Инесса Николаевна (Thursday, 23 April 2015 09:00)

    Можно. Главное, чтобы хотя бы один пример был из литературы.

  • #6

    Мария (Friday, 29 May 2015 12:27)

    а если в сочинение будет более 350 слов? Его засчитают?Максимум 350. Вроде как можно +25 %

  • #7

    Перова Инесса Николаевна (Friday, 29 May 2015 16:52)

    Мария, можно. Можно, сколько хочешь. Просто много слов - много ошибок. Но если Вы грамотны, то всё будет нормально.
    Кстати, сегодня был первый день проверки. Перлы: Пьер Безухов сражался на дуэли с Борисом и убил его. Андрей Болконский помогал детям, сиротам и открывал детские сады. Дети, это фактические ошибки в фоновом материале!

  • #8

    Алёна (Monday, 07 September 2015 17:32)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Скажите пожалуйста, нет ли у Вас материалов для подготовки к итоговому сочинению (допуску)? Дали в этом году 11 класс, я МС, не знаю, с чего начать.

  • #9

    Перова Инесса Николаевна (Monday, 07 September 2015 19:32)

    Алёна, у меня в этом году нет 11, так что я не в курсе. Посмотрите материалы на ФИПИ. Говорят, там уже направления появились. В прошлом году, хоть у меня и не было литературы в 11 классе, мы готовили так: знакомили с критериями, направлениями, читали по направлениям книги, рассказывали о структуре сочинения, провели площадку. Ну вот чуть-чуть по этой площадке у меня есть на этой странице: http://perova.jimdo.com/2014/11/11/%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5-%D0%B2-2015-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83/

  • #10

    София (Sunday, 06 December 2015 08:33)

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а можно приводить аргументы из зарубежной литературы?

  • #11

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 06 December 2015 09:29)

    София, можно, даже из научной: исторической, например. Но лучше, чтобы один пример всё-таки был из художественной литературы, и неважно, из какой: классической или современной, русской или зарубежной.

  • #12

    Лариса (Monday, 01 February 2016 17:54)

    Уважаемая Инесса Николаевна! А не могли бы Вы в качестве образца поместить на своём сайте текст и сочинение по нему. Уверена, что у Вас огромное количество данных наработок. Не поделитесь?
    Спасибо за ответ.

  • #13

    Григорий Зотенко (Sunday, 13 March 2016 08:47)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Столкнулся с такой проблемой - учитель говорит, что нельзя в сочинении использовать аргументы из произведений одного автора(например, "Тихий Дон" и "Судьба человека"). Репетитор утверждает обратное. Кому верить? Заранее спасибо за Ваш ответ.

  • #14

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 13 March 2016 12:56)

    Григорий, можно использовать два аргумента одного автора, но из разных произведений, главное, чтобы они не были подобные и чтобы они были оформлены. Этому, как правило, не учат, поэтому эксперты часто два аргумента считают за один. Лучше вводить аргумент и контраргумент. Перед примером должен идти микротезис, потом пример, а потом микровывод. Вот так в общих чертах. Удачи!

  • #15

    Айгуль (Thursday, 31 March 2016 20:17)

    Инесса Николаевна, прочитала вашу методику к написанию сочинения. Стало легче)))) Спасибо большое за ваш бесценный опыт. Многое для себя почерпнула. И все же еще раз хотелось бы уточнить и у Вас тоже. Количество абзацев в сочинении ограничено иль это остается на усмотрении выпускника? И верно ли то, что в 2016 году примеры из личной жизни засчитываться не будут? Значит, приводим 2 примера из худ.лит. Так уж точно не ошибемся?..

  • #16

    Перова Инесса Николаевна (Friday, 01 April 2016 09:49)

    Уважаемая Айгуль, я не буду говорить за все комиссии: в каждом регионе по-своему проверяют. Если говорить о Московской области, то кол-во абзацев не оговаривается, на усмотрение ученика. Просто каждая новая мысль должна идти с новой строки. Своих учеников я учу, что одно предложение не может выделяться в отдельный абзац, но при проверке за это баллы не снижаю. В идеале, как мне кажется, должно быть так: проблема, комментарий, авторская позиция и своя позиция (это тезис), 1 аргумент, 2 аргумент, вывод. Всего 6 абзацев. Кто-то считает иначе.
    Аргумент из личного опыта, как и логический аргумент (свои рассуждения, не подкреплённые примерами), считаются аргументами. Главное, чтобы они были правильно оформлены и соответствовали заявленной проблеме и тезису. Что значит "оформлены"? Перед примером идут свои рассуждения и после примера тоже.
    Примеры не должны быть подобными. То есть нельзя, например, приводить два примера, показывающих негативное отношение к животным. Лучше аргумент и контраргумент (плохое отношение и хорошее).
    Частая ошибка - примеры, не соответствующие заявленной проблеме. Например, текст был в целом о любви, но о любви, которая унижает, делает фанатиком, а человек приводит примеры высокой любви, например, Ромео и Джульетту. То есть увидел слово "любовь" и сразу "за уши притянул" героев, которые этому виду любви не соответствуют.
    В этом году одно новшество: это 3 балла за комментарий. Чтобы получить 3 балла, надо привести 2 примера из прочитанного текста. Что может быть примерами? Цитата, элемент пересказа, ссылка на цитату. То есть комментарий пишется практически так, как сочинение на ОГЭ (не помню, какая цифра у этого сочинения, кажется, 15.2)

  • #17

    Марина (Tuesday, 05 April 2016 16:00)

    Огромное спасибо за материалы!

  • #18

    Олег (Thursday, 14 April 2016 14:29)

    А будет ли засчитываться сочинение если там много ошибок внутри предложения ?

  • #19

    Перова Инесса Николаевна (Thursday, 14 April 2016 14:44)

    Олег, будет засчитываться. Просто, если Вы очень неграмотны, Вам поставят нули за грамотность (орфография, пунктуация, грамматические ошибки, речевые ошибки). Но всё-таки набирают много баллов те, кто делает мало ошибок. Подбирайте слова, в написании которых Вы уверены, стройте предложения простой структуры, в пунктуации которых Вы не сомневаетесь.

  • #20

    Наташа (Sunday, 22 May 2016 14:47)

    Можно ли использовать в качестве аргумента биографию какого-либо автора?

  • #21

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 22 May 2016 17:52)

    Наташа, можно, даже можно использовать случаи из жизни. Главное, чтобы один аргумент был из литературного произведения, а второй - любой (из истории, из Вашей жизни, из телепередачи, из фильма). Если Вы будете рассказывать о биографии писателя и укажете название книги (например, Вересаев "Пушкин в жизни", Слоним "Три любви Достоевского" и т.д.), то этот пример зачтут как литературный.

  • #22

    Виктория (Monday, 30 May 2016 19:33)

    Уважаемая ,Инесса Николаевна, на сколько снизят сочинение, если поторопилась и написала не правильно фамилию в аргументе. ("хорошим примером служит произведение Шукшиной......")

  • #23

    Перова Инесса Николаевна (Tuesday, 31 May 2016 04:41)

    Виктория, если имелся в виду Шукшин, то могут посчитать за описку и не снизить. А могут снизить на 1 балл за факт или за орфографию.

  • #24

    Ольга (Tuesday, 31 May 2016 13:06)

    Здравствуйте, в сочинении приводила в пример произведение Твардовского. Снимут ли баллы, если я вместо А.Т. Твардовский написала А.А. Твардовский (перепутала инициал)?

  • #25

    Перова Инесса Николаевна (Tuesday, 31 May 2016 16:36)

    Ольга, если заметят, то снизят 1 балл за факт по последнему критерию. Лучше поэтому инициалы не писать.

  • #26

    Марина (Tuesday, 31 May 2016 21:03)

    Здравствуйте, поставят ли мне за сочинение 0 баллов, если я торопилась и случайно переписала не ту проблему, которую надо? Проблема написана одна, а само сочинение совершенно по другой проблеме?

  • #27

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 01 June 2016 06:32)

    Марина, сейчас уже переживать поздно. Ждите результата.
    Если сочинение вообще не по этому тексту, то поставят нули. Если же Вы выделили не ту проблему, то поставят нули по первым четырём критериям, а остальное оценят.
    Вот вчера пример: текст про песни, а ученик выделяет проблему памяти. Её совсем там нет, хотя вроде бы они пишет по этому тексту. Получил нули по первым четырём критериям, но остальное было оценено.

  • #28

    Марет (Wednesday, 15 June 2016 18:03)

    Здравствуйте, Инесса Николаевна. Могут ли занизить за сочинение, если не указан автор в аргументе?

  • #29

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 15 June 2016 18:06)

    Марет, в принципе, могут, но скорее всего не за это, а за то, что плохо развернули аргумент или же он не соответствовал проблеме. Бывает, что примера два, но на один аргумент, за это тоже могут снизить.

  • #30

    Марет (Thursday, 16 June 2016 11:13)

    Инесса Николаевна, у меня было два аргумента:" Солнце,старик и девушка"и стихотворение "Питомцы" по проблеме влияния природы на жизнь человека. Не указала авторов, но хорошо развернула. Как Вы думаете, есть смысл подавать на апелляцию?

  • #31

    Марет (Thursday, 16 June 2016 11:32)

    Инесса Николаевна,у моей подруги 86 баллов. Занизили за аргументы. Она правильно нашла проблему ( проблема страха) и привела два аргумента :"Человек в футляре" и "Евгений Онегин",раскрыла ,по ее словам, хорошо. По второму аргументу написала, что Онегин тоже побоялся изменений в своей жизни, испугался потерять свою свободу и привела стих "свою постылую свободу я потерять не захотел". Ей поставили два балла. Можно попытаться оспорить это?

  • #32

    Перова Инесса Николаевна (Thursday, 16 June 2016 11:44)

    Марет, я не могу Вам ответить, не видя сочинение.
    По поводу Вашей подруги - вряд ли, так как примеры подобные, они оба о страхе, а надо было привести аргумент и контр-аргумент, то есть хотя бы пример страха и пример смелости. Вот тогда оба зачли бы. А так засчитали, наверное, только первый и поставили как за один литературный 2 балла. Никто, к сожалению, не понимает, чем отличается пример от аргумента. Пример - часть аргумента.

  • #33

    Яна (Thursday, 17 November 2016 20:43)

    Здравствуйте, у меня такой вопрос. Одним из аргументов в сочинении я брала произведение А.И.Куприна "Олеся", в котором одного из главных героев звали Иван Тимофеевич. Но я забыла его отчество и в сочинении называла его просто Иваном. За это мне сняли балл, сказав, что все имена всегда надо приводить полностью. И не только имена. Например, если ты берёшь в аргумент Андрея Болконского, то в сочинении всегда надо обязательно писать князь Андрей Болконский, иначе тоже можно лишиться балла. Действительно ли за это является ошибкой?
    И ещё. Если я забуду инициалы автора и напишу, например, не А.И.Куприн, а просто Куприн, будет ли это ошибкой?
    Заранее спасибо

  • #34

    Перова Инесса Николаевна (Friday, 18 November 2016 05:07)

    Яна, Ивана Тимофеевича надо было назвать с отчеством, так как он нигде в повести не назван просто "Иван". Князя Андрея можно назвать и "князь Андрей", и "Андрей Болконский", так как на страницах романа он назван по-разному. Писателей лучше, конечно, упоминать с инициалами, но просто фамилия без инициалов не является ошибкой. Если Вам это говорит учитель, то он просто хочет, чтобы у Вас всё было хорошо. Мало ли какой эксперт попадётся... Учитель хочет, чтобы Вы набрали максимальное кол-во баллов. Эксперт же за это не должен снижать баллы.

  • #35

    Анель (Saturday, 10 June 2017 10:17)

    Здравствуйте, в своём сочинении я определила 2 проблемы и дальше писала именно по двум проблемам, засчитают ли мне мое сочинение? Очень переживаю...

  • #36

    Перова Инесса Николаевна (Saturday, 10 June 2017 16:47)

    Ну что уж переживать, сочинение написано. Теперь всё зависит от эксперта. Я не могу сказать, не видя сочинения. Если одна проблема раскрыта и примеры приведены, думаю, зачтут. Ни у кого нет цели завалить учеников.

  • #37

    Роза (Thursday, 15 June 2017 15:46)

    Здравствуйте, если вместо Ф.М.Достоевский написала М.Достоевский снимут баллы?

  • #38

    Перова Инесса Николаевна (Thursday, 15 June 2017 15:56)

    Да, если заметят, снимут по последнему критерию за факт 1 балл.

  • #39

    зинаида (Wednesday, 20 September 2017 11:22)

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста а какие можно привести аргументы из литературы об необдуманном слове,которое ранило другого человека. Спасибо за помощь!

  • #40

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 20 September 2017 15:44)

    Зинаида, думайте сами, на то Вам и дали задание. Я могу Вам напомнить стихотворение В Шефнера:
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    Словом можно продать, и предать, и купить,
    Слово можно в разящий свинец перелить.
    Стихотворные строчки также можно использовать в качестве примера.
    И не путайте пример и аргумент. Пример лишь часть аргумента.
    Аргументы:
    1. Необдуманное слово может ранить человека, лишить его надежды.
    2. Необдуманное слово может привести к ошибке. Человек сказал заведомую ложь, а другой поверил этой непроверенной информации и, в свою очередь, совершил ошибку.
    Это аргументы, а уж к ним крепите свои примеры. (Один пример должен быть из литературы, другой может быть или из Вашего жизненного опыта, или, например, истории)

  • #41

    Виктор (Saturday, 02 December 2017 22:14)

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, какие установки имеют экзаменаторы, когда проверяют аргументы. Что будет, если я напишу аргумент из рассказа, который Вы не читали? Будет ли такой аргумент засчитан?

  • #42

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 03 December 2017 09:33)

    Виктор, если такой рассказ существует и Вы укажете автора и название рассказа, то, проверив, эксперт засчитает этот пример.

  • #43

    Дима (Wednesday, 28 February 2018 15:10)

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, если присутствует в сочинении только один аргумент(из литературы), а второго нету, как зачтут с одним только аргументом?

  • #44

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 28 February 2018 17:12)

    Дмитрий, за аргументы по критерию К4 Вы можете получить максимум 3 балла при условии, что будет 2 примера, один из которых из литературы. То есть для получения высшего балла достаточно одного литературного примера. Второй может быть из фильма, истории, газеты, журнала, Вашей жизни.

  • #45

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 28 February 2018 17:13)

    Ещё добавление. Если пример только один, и он из литературы, то поставят 2 балла из трёх.

  • #46

    Дима (Thursday, 01 March 2018 15:21)

    Получается , если в сочинении у меня только один аргумент вместо двух нужных(кол-во абзацев получится 6 ,а не 7), и в придачу он из художественной литературы, мне его зачтут как за 2 балла?

  • #47

    Перова Инесса Николаевна (Friday, 02 March 2018 04:51)

    Да, совершенно верно.

  • #48

    Екатерина (Sunday, 11 March 2018 11:17)

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, снижают ли баллы за то, что не указан автор либо жанр произведения?

  • #49

    Катя (Sunday, 11 March 2018 11:28)

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, снижают ли баллы за то, что не написано имя автора либо его инициалы? Есть ли разница между полным именем и инициалами для экспертов?

  • #50

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 11 March 2018 19:45)

    Екатерина, жанр указывать не обязательно, можно написать: "В "Капитанской дочке" Пушкина" или "В произведении Пушкина "Капитанская дочка"".
    Инициалы надо указать, если речь идёт, например, о Толстом. Есть ведь Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой и А. К. Толстой. О каком идёт речь? В других случаях можно и не указывать, это не ошибка, на мой взгляд. Я за это баллы не снижаю. Полное имя вообще не надо писать, если только Вы таким образом не хотите набрать количество слов.

  • #51

    Анна (Tuesday, 13 March 2018 14:28)

    Здравствуйте, можно ли написать сочинение со стихами или цитатами?

  • #52

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 14 March 2018 07:13)

    Анна, если Вы имеете в виду цитаты в качестве аргументов, а также стихи, то да, но все эти цитаты должны быть "окружены" Вашими рассуждениями.

  • #53

    Лариса (Saturday, 24 March 2018 07:01)

    Здравствуйте, уважаемая Инесса Николаевна! Ответьте, пожалуйста, можно ли в комментарии по проблеме делать ссылку на предложения исходного текста в виде номера, не цитируя их. Мой преподаватель русского языка сказала, что это категорически нельзя делать.

  • #54

    Татьяна (Saturday, 31 March 2018 11:49)

    Здраствуйте, подскажите пожалуйста, какие можно привести аргументы об человеке медийном?

  • #55

    Блат (Tuesday, 03 April 2018 20:32)

    а можно первый аргумент произведение , а второй автор этого произведения?

  • #56

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 22 April 2018 13:08)

    Коллеги, прошу прощения, что отвечаю с опозданием: не приходили оповещения о комментариях.
    Уважаемая Лариса. Считаю, что ссылки на предложения вообще некорректны, хотя и в методичках и даже в формулировке к самим заданиям указывают, что так можно и нужно. Но ни в одном высокохудожественном тексте и даже просто художественном мы же такого не видели. Так что я своим ученикам не разрешаю так писать, и пусть меня закидают тухлыми помидорами))) Послушайте преподавателя, на мой взгляд, она Вам верно советует.
    Татьяна, про аргументы думайте сами, на экзамене же Вам никто не поможет. Ну напишите просто про наши медийные лица из своего личного опыта. Пусть не будет литературного примера, пусть поставят не 3 балла, а 2, главное - грамотно всё написать.
    Блат, не путайте аргумент и пример. Аргумент - это микротезис, довод, а уж к нему крепится пример. Вечно у учащихся с этим путаница. Что значит - автор произведения? То есть сведения из биографии автора? Можно.

  • #57

    Максим (Tuesday, 29 May 2018 11:38)

    Здравствуйте,забыл в сочинении написать один аргумент,что теперь будет?Работу засчитают?

  • #58

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 30 May 2018 06:46)

    Максим, если в работе достаточно количество слов, то работу засчитают. Просто максимальный балл за аргументы не получите.

  • #59

    Мирзахан (Monday, 04 June 2018 11:01)

    Здравствуйте! Уважаемая Перова Инесса Николаевна. Скажите, обязательно ли приводить пример из жизненного опыта во втором аргументе? И что будет, если неправильно оформить проблему текста? Спасибо за ответ.

  • #60

    Ваня (Wednesday, 06 June 2018 15:51)

    Скажите пожалуйста, а что если все написал, вроде тема раскрыта, 2 литературных аргумента приведено, но в одном не того автора произведения написал(

  • #61

    Татьяна (Wednesday, 06 June 2018 21:11)

    Добрый день! подскажите, дочь сегодня на ЕГЭ по русскому языку в сочинении описала не ту проблему исходного текста, не любовь к родине, а любовь к родной природе. Сочинение будет оценено по другим критериям, даже если к1-к4 поставят 0? спасибо.

  • #62

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 10 June 2018 13:59)

    Уважаемый Мирзахан. Во 2 аргументе можно приводить любой пример: из жизненного опыта, из фильмов, книг и т.д. Если Вы неверно сформулировали проблему, будет 0 баллов по критериям К1-К4. Но, возможно, эксперты сочтут, что всё же такая проблема в тексте есть. Если же определили верно, но неверно оформили, то снизят за речь.
    Ваня, снизят 1 балл по последнему критерию К12 за фактическую ошибку в фоновом материале.
    Уважаемая Татьяна, да, будет оценено по остальным критериям, конечно.

  • #63

    Ксения (Sunday, 17 June 2018 00:10)

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, если написала сочинение, но боюсь, что проблему не засчитают, а аргументы написала правильно, то мне засчитают это сочинение или нет? Спасибо.

  • #64

    Перова Инесса Николаевна (Tuesday, 19 June 2018 11:20)

    Ксения, не волнуйтесь! Эксперты вполне лояльны, никто не хочет Вас "заваливать". Но если уж точно такой проблемы не было и её Вам не засчитают, то нули поставят по четырём первым критериям, а вот грамотность и остальные критерии засчитают.

  • #65

    Cветлана Сергеевна (Thursday, 27 September 2018 20:42)

    Инесса Николаевна, дай Бог Вам здоровья на многие лета.Спасибо большое.

  • #66

    Ангелина (Tuesday, 05 February 2019 20:12)

    здравствуйте, если в сочинении более 350 слов, его засчитают?

  • #67

    Перова Инесса Николаевна (Monday, 11 February 2019 17:43)

    Да, но лучше меньше. 150-200 слов нормально.

  • #68

    Семён (Tuesday, 29 October 2019 18:32)

    Здравствуйте, можно ли приводить второй аргумент из жизни. Спрашиваю, потому что учителя говорят о необходимости писать оба аргумента на основе произведений.

  • #69

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 30 October 2019 05:54)

    Семён, если Вы спрашиваете про сочинение по русскому языку формата ЕГЭ, то теперь вообще можно не приводить литературные аргументы. Достаточно привести один аргумент из книги, или из жизни, или из телепередачи, или из газеты и т.д.

  • #70

    Семён (Wednesday, 30 October 2019 09:13)

    Я спрашиваю про декабрьское сочинение.

  • #71

    Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 30 October 2019 13:33)

    Если про декабрьское сочинение, то обязательно много-много про литературу. Это может быть один аргумент, а может быть 17, это как Вам будет угодно, но всё сочинение пишется на литературном материале.

  • #72

    Yana (Wednesday, 08 July 2020 13:39)

    Здравствуйте. У меня вопрос по сочинению. Я выбрала проблему памяти жизненного уклада,но аргументировала совсем не ту(про память НАРОДНОГО уклада). Мое сочинение обнулят ?

  • #73

    Yana (Wednesday, 08 July 2020 13:41)

    Я выбрала проблему памяти жизненного уклада,но аргументировала совсем не ту(про память НАРОДНОГО уклада). Мое сочинение обнулят ?

  • #74

    Перова Инесса Николаевна (Sunday, 09 August 2020 15:52)

    Яна и другие ребята. Когда вы сочинение написали, поздно уже метаться. Ну написали и написали, какой смысл узнавать, обнулят или нет? (Вот тоже новое слово появилось после выборов - "обнулят")

  • #75

    София (Sunday, 11 April 2021 22:51)

    Здравствуйте! Ваши советы помогают даже сейчас, но не могли бы Вы дать советы по ЕГЭ 2020-2021? Насколько мне известно, структура написания сочинения изменилась.