Представляю вашему вниманию несколько видео с уроков внеклассного чтения разных лет по сказкам Г. Х. Андерсена. Ниже вы найдёте конспект урока и презентацию.
Урок внеклассного чтения по сказкам Ганса Христиана Андерсена
Оформление урока
На доске:
Награды командам
Предварительное задание
3. Инсценировка эпизода (по командам)
А. Стойкий оловянный солдатик
Б. Пастушка и трубочист
В. Подснежник
(готовят вопросы зрителям)
4. Один ученик готовиться рассказывать о биографии Андерсена
5. Игру оценивает жюри, состоящее из старшеклассников или учителей
Ход урока
Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всём мире, Гансу Христиану Андерсену.
(демонстрация портрета)
И несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный.
Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок… Итак, по страницам сказок Андерсена.
Викторина
(класс разбит на три команды, в каждой команде есть капитан. Викторина состоит из разделов, которые включают в себя по три вопроса. Каждой команде предлагается ответить на один из них)
У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:
А этот конкурс «Кто быстрее?» Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежит следующие афоризмы? Надо назвать и сказку, и героя.
Конкурс знатоков (Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1)
Вопросы |
Ответы |
1. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими? |
У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню |
2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять? |
Старый король |
3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же? |
С дюйм. Отсюда её имя |
4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»? |
Старуха мать |
5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье? |
Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей |
6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса? |
Паспорт |
7. Куда попали осколки зеркала Каю? |
В сердце и в глаз |
8. по какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок? |
Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится |
9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие? |
Целую дюжину устриц |
3. Рассказ о сказочнике
Но какова судьба сказочника, чьи творения вы так хорошо знаете? А вот послушайте. (Читает)
«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга, молодой башмачник и его жена. Только недавно вышедший в мастера муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской, а также кровать. На эту постель 2 апреля 1805 года лёг живой плачущий ребёнок – я, Ганс Христиан Андерсен», _ так писал в своей биографической повести «Сказка моей жизни» великий датский сказочник о своём рождении.
Но жизнь не сразу одарила писателя своими богатствами. Он должен был прежде пройти долгий и нелёгкий путь, прежде чем превратиться из «гадкого утёнка» в прекрасного «лебедя».
Андерсен часто вспоминал о своём детстве.
Ученик. «Недалеко от пивоварни была мастерская старух-прядильщиц. Я часто заходил туда и скоро сделался любимцем старух за своё красноречие, служившее, однако, верным признаком моей недолговечности. «Такой умный ребёнок не заживётся на свете! – говорили они. Это мне чрезвычайно льстило. Как-то случайно я слышал разговор врачей о внутреннем строении человека и немедленно прочёл по этому поводу моим старухам целую лекцию. Я смело чертил мелом на двери какие-то вавилоны, которые должны были изображать внутренности, и нёс что-то о сердце и почках. Всё, что я говорил, произвело на почтенное собрание глубочайшее впечатление. Я прослыл необыкновенно умным ребёнком, а наградой со стороны старух за мою болтовню служили мне сказки. Передо мной развернулся целый сказочный мир, не уступавший по богатству тому, что рисуется нам в «Тысяче и одной ночи».
4. Беседа по иллюстрациям.
Да, действительно, мир тех сказок был великолепен. От старых прядильщиц Андерсен узнал народные варианты сказок «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и другие. Посмотрите, какую галерею вы создали.
( Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.)
5. Рассказ о сказочнике.
А теперь давайте опять от сказок вернёмся к сказочнику.
Ученик. «Мне шёл уже четырнадцатый год, и мать решилась отдать меня в ученье к портному. Она любила меня всем сердцем, но не понимала, к чему я стремлюсь, да я сам-то этого не понимал тогда. Я принялся умолять её позволить мне лучше попытать мне счастья в Копенгагене, который в моих глазах тогда был столицей мира. Мать связала все мои пожитки в маленький узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал провезти меня в Копенгаген без билета.»
Учитель. И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета.
В 1835 году он издал первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и самого знаменитого сказочника.
6. Викторина.
В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки».
Учитель. Назвал свои сказки Андерсен «новыми», вероятно, потому, что источником их была сама жизнь. На что, бывало ни взглянет, к чему ни прикоснётся, - всё превращалось в сказку. «Часто мне кажется, - писал он, - будто каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе».
7. Конкурс артистов.
(Каждая команда готовит инсценировку сказки)
А. «Стойкий оловянный солдатик»
Б. «Пастушка и трубочист»
В. «Подснежник»
(потом герои инсценировок задают зрителям вопросы на знание сказки и о себе)
8. Викторина.
В сказках Андерсена зачастую самые обыкновенные предметы получают необыкновенное назначение.
9. Подведение итогов. (жюри называет победителей и награждает их)
10. Заключительное слово учителя. Домашнее задание.
За что народ любит сказки Андерсена?
Учитель. Мы с вами только входим в сказочный мир Андерсена. Его творения хранят множество загадок и тайн, которые мы попытаемся раскрыть. Мы попробуем сами стать сказочниками и волшебниками. Но сначала надо научиться стать внимательными читателями.
Источники:
Материалы викторины взяты из поурочных разработок для 5 класса
Write a comment
Dani (Friday, 10 April 2015 11:41)
Прошу Вас, как специалиста, изучившего сказки Андерсена ответить на вопрос. Какое из животных не упоминалось в его сказках : дельфин, медведь, крот, собака, лось. Заранее благодарны вам .
Перова Инесса Николаевна (Saturday, 11 April 2015 14:36)
дельфин был, крот был, собака была, а вот лося и медведя не помню.