Урок-исследование по "маленьким рассказам" А. П. Чехова

Данный урок проводится в 6 классе. Тип урока - урок-исследование с элементами театрализации. Заранее готовятся инсценировки таких рассказов А. П. Чехова: "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Лошадиная фамилия". На уроке присутствует жюри из учителей русского языка и литературы или учащихся старших классов. Они оценивают участие в конкурсе. Также заранее готовятся "обложки" рассказов. Ими оформляются доска и кабинет. Парты лучше поставить "ёлочкой", чтобы перед доской было большое пространство для исполнителей. В конце урока в ходе беседы учащиеся должны вычленить стилистические особенности юмористических рассказов Чехова, а дома попытаться сочинить рассказ.


Тип урока - урок-исследование с элементами театрализации. Оформление;

1.  Портрет А. П. Чехова

2.              Выставка книг Чехова

3.              Листы с открытками из жизни А. П. Чехова

4.              «Кот в мешке»

  • плоскогубцы
  • духи
  • бинокль
  • табакерка

5.              Изготовленные детьми обложки к рассказам А. П. Чехова

6.              Награды для лучших:

  • Актёров
  • Художников
  • Писателей

7.    Оборудование к инсценировкам:

  • «Толстый и Тонкий» (шляпа, плащ, палка и др. костюмы)
  • «Смерть чиновника» (бинокль, перо)
  • «Лошадиная фамилия» (перо, чашки, самовар, щипцы, графин с водкой, миска)

Ход урока

1.   Слово учителя

Сегодня мы побываем в мастерской художника слова. (*Обращает внимание учащихся на тему)

И этот художник - Антон Павлович Чехов. (*Обращает внимание на портрет и на выставку)

Произведения этого писателя вы хорошо знаете. Это «Каштанка», «Хирургия», «Налим»,

«Толстый и тонкий».

Этот мастер слова умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его

рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу?

Некоторые секреты он нам сегодня откроет. (*В тетради и на доске записывается тема «Секреты

мастерства А. П. Чехова)

2.   О писателе.

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр

Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них

было пятеро сыновей и одна дочь».

Природа богато одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил - знаменитым

актёром и режиссёром, Николай - художником, Иван - оставил добрую память, будучи

учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и

мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.

В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет

Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических

журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов.

Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте,

Человек без селезёнки, Рувер, Крапива, Уллис.

1Работа в журналах научила Чехова оттачивать мастерство, научила в малую форму уместить

глубокое содержание.

В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Писатель так обосновал своё

решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно

жить в гуще народа».

Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление

к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства.

3.   Конкурс «Кот в мешке».

Прежде чем начать разговор о рассказах Чехова, я хочу узнать, как внимательно вы читали их. У нас игра «Кот в мешке» (*Учитель достаёт по очереди предметы из мешка. Ученики должны угадать, с каким рассказом Чехова они связаны) Из какого рассказа эта деталь?

  • Бинокль («Смерть чиновника»)
  • Духи («Толстый и тонкий», флёрдоранж)
  • Щипцы («Лошадиная фамилия»)
  • Портсигар («Толстый и тонкий»)

4.   «Толстый и тонкий».

Сегодня мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним содержание рассказов Чехова, но и выясним, кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть. Итак, «Толстый и тонкий»

Вот один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...

* Инсценировка рассказа Описывает ли здесь Чехов состояние героев? (Нет)

А что он описывает? (действие)

Итак, 1-ый секрет, который мы запишем, -1. Описывать действия, а не состояние героев

Кто первый бросается к другу? (Толстый)

Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)

Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил)

С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)

Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)

А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды) Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?

Какой приём использует Чехов?

2.  Метафора, доведённая до гротеска

Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)

Найдите гротеск в этой сиене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)

Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс -с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме в виде многоточий; речь прерывиста)

Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?(Герои не названы по именам, толстый - это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого)

Чехов избегает описаний

Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)

3.  Отсутствие описаний

Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)

Почему стало противно и кому? (Толстому)

Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (чинопочитание)

Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)

Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)

Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце -семья тонкого)

Почему «все трое приятно ошеломлены»?

Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира.

Что у юмора и сатиры общее? (высмеивают)

А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (сатирический)

Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества - чинопочитание)

Ну а теперь обсудим, удалось ли нашим актёрам создать образы, отразив идею автора.

Получилось ли у___________ изобразить метаморфозы, превращения, которые произошли с

тонким?

Какие метаморфозы должен был изобразить_____________ ?

Получилось ли это у него?

Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого? (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого)

О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил? (Это говорит о его претенциозности, желании выделиться)

Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)

Вот что он писал Суворину в известном письме:

«Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий,

гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении

чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, ... напишите, как этот молодой

человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро,

чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая

из себя раба».

5.  Вспомним ещё один рассказ писателя - «Смерть чиновника»

  • Инсценировка рассказа

Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»? (Тема чинопочитания, самоуничижения)

Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический)

Что он высмеивает?

Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде?

Чехов часто использует говорящие фамилии 4. Говорящие фамилии

Какие говорящие фамилии есть в рассказе и о чём они «говорят»? (Червяков - подчёркивает его ничтожество, Бризжалов - вызывает ассоциации с брюзгой, человеком, который постоянно распекает, брызжет слюной)

В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:

«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...» Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи)

5.    Мало действующих лиц

Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство? (Нет, напротив, он успокаивал Червякова: «Я уж и забыл... Какие пустяки!»)

Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится? (Самого понятия «генерал»)

От чего умирает чиновник? (От страха)

В чём же курьёзность ситуации? (В том, что незначительное происшествие вызывает значительные, страшные последствия)

6.    Несоответствие причины и следствия
Так это называется в литературоведении.

Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека.

Получилось ли у_____________ изобразить страх, чинопочитание?

Понравилась ли вам игра_________ ? Чем?

За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства)

Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом)

В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы,
смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты,
каламбуры».

Рассказ «Лошадиная фамилия» как раз анекдот.

Что такое анекдот? (Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе-анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.

Что такое «курьёзное»? (Смешное, странное, диковинное)

7.   Курьёзные подробности и действия

* Инсценировка рассказа

Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное)

Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом)

Какие черты характера Булдеева проявляются в речи? (Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим)

Найдите слова, которые это доказывают («Ну? Ну что же? Скорей думай!»)

Найдите бранные, резкие выражения в его речи. («Черт тебя возьми», «к черту депешу пошлёшь», «накося»)

8.    Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера.

Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет)

Почему? (Генерал считает заговоры «ерундой, шарлатанством», а сам через некоторое время требует от приказчика, чтобы он вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря. Он сначала отказывается вырывать зуб, а потом посылает за доктором.)

Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательностью)

Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.

9.    Речевые ошибки персонажей

В какое комическое положение поставлен Иван Евсеевич? (Он вспоминает забытую им фамилию лишь тогда, когда она уже не нужна. Также, назвав фамилию «лошадиной», он направил поиски её по неверному пути: все ищут эту фамилию, думая о масти, возрасте, нраве лошадей)

А теперь проведём конкурс «Кто больше вспомнит лошадиных фамилий». Запишите их в тетрадь.

Кто больше вспомнил? Зачитайте.

Но вернёмся к главным героям. Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.)

Зачитайте авторские ремарки, которыми Чехов сопровождает речь Ивана Евсеевича. («Медленно вышел», «виновато вздохнул»)

Удалось ли_____________ передать эти метаморфозы?

Понравилось ли вам, как______________ сыграл Булдеева? Чем?

Рассказ-анекдот отличает простота композиции.

10.  Простота композиции

Что в композиции занимает главное место? (Диалог)

11. Диалог занимает главное место.

Почему именно диалог? (Он делает рассказ динамичным и сценичным)

Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном)

Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче? (Это человек, который не занимается своими прямыми обязанностями, его даже выгоняют с работы, видимо, за пьянство.)

Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью.

12. Анекдотичное слово

Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете. (Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают)

Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия». (Встреча приказчика с доктором, после которой всплывает в памяти фамилия)

Какие несоответствия делают эту сцену комичной? («Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)

Найдите развязку в сюжете рассказа.

Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту)

Это юмористический или сатирический рассказ? (Юмористический)

Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)

Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах, «среди людей нужно сознавать своё достоинство»)

Мы с вами посмотрели 3 инсценированных рассказа Чехова Почему их легко инсценировать?

  • Диалог
  • Нет описаний
  • Мало повествования
  • Индивидуализированность речи персонажей

Кто же лучший актёр и почему?

Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома рисовали обложки к рассказам

Чехова.

Чья обложка вам больше нравится и чем?

Дома вы также пытались создать юмористические рассказы. Что же у вас получилось? Использовали ли вы Чеховские приёмы?

* Рассказы зачитываются у доски. Обсуждаются. Выбирается лучший «писатель»

Домашнее задание.

Отредактировать и доработать рассказы, оформить