Интегрированный урок литературы в 7 классе, рассказывающий о судьбах крепостных актрис в литературе (Н. С. Лесков "Тупейный художник" и А. Герцен "Сорока-воровка") и в истории (судьба П. И. Ковалёвой-Жемчуговой)
Примечание
В данной разработке поисковые листы групп даны в заполненном виде. Естественно, учащимся Вы будете предлагать только вопросы или незаполненную таблицу.
Цели:
1. повторить, закрепить и расширить знания учащихся о крепостном праве и жизни крепостных
2. развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения
3. воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся
4. формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы
Подготовка к уроку:
1. прочитать повести Герцена «Сорока-воровка» и Лескова «Тупейный художник»
2. Сообщение «Судьба П. И. Ковалёвой-Жемчуговой»
3. Сообщение «Ковалёва-Жемчугова в изображении Н. Аргунова»
4. Групповая работа по поисковым листам
Ход урока.
Наш сегодняшний урок мы посвящаем трагической и грустной теме - теме судеб крепостных актрис, изображённых в художественных произведениях и происходивших наяву. На уроке мы сравним два произведения на эту тему - «Сороку-воровку» Герцена и «Тупейного художника» Лескова. Кроме того, мы узнаем о судьбе знаменитой актрисы театра графа Шереметева П. И. Ковалёвой-Жемчуговой.
У каждой группы участников нашего сегодняшнего урока было своё задание. Они расскажут нам о результатах своих исследований. Конечно, нам интересно, какова история создания рассказов и кто был прототипами действующих лиц. Об этом нам расскажут ребята из группы «История создания»
Поисковый лист 1-ой группы.
История создания рассказов, время и место действия, прототипы. Задание: заполните обобщающую таблицу и обобщите выводы.
Вопросы сравнения |
«Сорока-воровка» |
«Тупейный художник» |
1. Время создания |
Была написана 26 января 1846 года. Это время царствования Николая первого, время «тридцатилетнего молчания», когда ещё не было отменено крепостное право, поэтому произведение было злободневно и революционно, воспринималось современниками как призыв к борьбе с рабством. |
Рассказ впервые был напечатан в 1883 году, почти через 40 лет после рассказа Герцена. Уже 20 лет как было отменено крепостное право и содержание воспринималось как трагическая история из недалёкого прошлого России (недалёкого, но всё-таки прошлого). Не надо забывать, что Герцен был в крайней оппозиции к существующему строю, ему пришлось эмигрировать. Лесков же никогда не стоял на революционных позициях. Его интересовала не политика, а душа человеческая. |
2. Чему или кому посвящено произведение? |
Посвящена Михаилу Семёновичу Щепкину, знаменитому русскому актёру, который рассказал эту историю Герцену. |
Посвящена «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года», т. е. отмене крепостного права. Почему «благословенного», ведь в 1883 году многие русские люди разочаровались в реформе Александра второго? Благословить этот день можно уже потому, что такого ужаса рабства, который описан в произведении, уже не будет никогда, и это несомненная заслуга реформы, несмотря на все её недостатки. |
3.Прокомментируйте эпиграфы |
Эпиграф - стихотворение из «Украинского вестника» о богатом меценате, ласковом хозяине. В эпиграфе проявилась ирония автора, ведь хозяин, описанный в стихотворении, - полная противоположность графа Скалинского, да и вряд ли такие приветливые хозяева могли встречаться в эпоху крепостничества. |
Эпиграф - слова из погребальной песни - «Души их во благих водворятся», что в переводе с церковно-славянского значит - «среди святых, праведников». И посвящением, и эпиграфом Лесков указывает на главную тему рассказа и выражает к ней отношение. |
4. Прототипы. Где, когда и на основе каких событий было создано произведение? |
В этом произведении также имеется в виду театр графа Каменского в Орле. |
Действие рассказа происходит в Орле во время царствования Александра Павловича или Николая Павловича - рассказчица точно не помнит, да и для автора это не так уж важно, главное, что это было при крепостном праве. Крепостники - графы Каменские - не вымышленные персонажи. Комментаторы поясняют: имеются в виду генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский - участник семилетней войны и русско-турецких войн - и его сыновья: Николай Михайлович - генерал, одарённый полководец, в 1810 году главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович - генерал, вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле крепостной театр. Он и является одним из прототипов. |
5. Где и когда происходит действие? |
В тексте не указывается место действия, оно анонимно. Сказано только, что это театр графа Скалинского в N. Видимо, это сделано по цезурным причинам, или таким образом Герцен хотел типизировать ситуацию. |
Лесков точно называет имя графа - Каменский, указывает место действия - под Орлом. Во времена Лескова не было необходимости скрывать истинных прототипов. |
6. Кто из авторов переименовал графа и почему? |
Каменский в повести назван Скалинским, видимо, по цензурным причинам. |
|
Вы видите, что факты, положенные в основу произведений, одни и те же, граф Каменский на самом деле существовал. Такие крепостники - обычное дело в эпоху крепостного права. Такие нравы и обычаи вовсе не исключение, а правило. О судьбах героинь нам расскажут ребята группы «Главные герои».
Поисковый лист 2-ой группы.
Проследите судьбы Анеты и Любы. Можно ли их сравнить? Почему?
ПК. Анета, как и Люба, крепостные актрисы. Анета получила хорошее образование, у прежнего помещика она узнала ласку и ощутила свой талант, полюбила искусство, осознала свою избранность. Люба же обычная дворовая девушка, не получившая достаточного образования и не искушённая славой и вольной жизнью. Как в жизни одной, так и в судьбе другой происходит момент, когда её замечает жестокий и сластолюбивый хозяин. Анета одинока, у Любы же есть человек, которого она любит и которого любит она. Анета гордо отвергает сластолюбца, а Люба собирается покорно предстать перед господином в образе святой Цецилии, и только благодаря любви Аркадия она убегает от страшной участи, но спасение лишь на время. Месть Анеты заключается в том, что она, даже будучи запертой, находит человека, от которого она рожает ребёнка. Люба же не протестует, она покорно принимает свою участь. Желание убить себя возникает у неё, когда она слышит мучения Аркадия. После болезни она вынуждена уйти со сцены и стать скотницей. Анета избавлена от мучений смертью.
Общее в судьбе |
Отличия |
1. Внимание помещика-сластолюбца 2. Бунт, непокорность
|
1. Знала и более или менее вольную жизнь 2. Люба не одинока, а Анета одна 3. Бунт выражается по-разному и из-за по разным причинам 4. Есть человек, которого Люба любит всю жизнь, Анета любит только себя. Сходится с другим человеком она лишь для того, чтобы отомстить князю 5. Анета умирает при родах, а Люба страдает всю жизнь |
Итак, подводя итоги, можно сказать, что хоть и одна и та же ситуация была положена в основу повести, но, несмотря на внешнее сходство судеб двух героинь, в них больше разного, чем сходного. Сходна лишь тема и идея повестей: Крах судеб и талантов в жестокое время крепостничества.
Сообщение «Судьба Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой»
Сообщение «Портреты Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой кисти Аргунова».
Нам также интересно, как авторы создают образы своих героинь и чем отличаются Анета и Люба друг от друга.
Поисковый лист 3-ей группы.
Сравните образы героинь. Обобщите выводы.
Вопросы сравнения |
«Сорока-воровка» |
«Тупейный художник» |
1. Происхождение, образование, предыстория |
Анета - профессиональная актриса, получившая прекрасное образование. Прежний помещик выучил её по-французски, возил с собой за границу. |
Люба - простая, хотя и очень талантливая дворовая девушка, запоминающая роль на память, наблюдая, как играют другие. |
2. Портрет |
*стр. 31. Герцен рисует героиню в романтическом ключе, используя такие эпитеты: огромные чёрные глаза, траурно, безнадёжно, до невероятности истомлённое лицо, неестественно, чахоточно. В описании явно слышен голос рассказчика - натуры восторженной и романтической. Используются восклицательные предложения, риторический вопрос. Ключевое словосочетание - статуя страдания. В ней выражается авторская позиция. Герцен создаёт трагический образ подневольной актрисы. |
Любовь Онисимовна, по словам повествователя, во время своего рассказа «была ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она, несомненно, была в своё время красавица». Да, Любовь Онисимовна тогда «была не только в цвете своей девственной красоты, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта». Сама рассказчица мало говорила о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости «были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал - загляденье". |
3. Кого и как играет на сцене? |
Её игра поразила рассказчика. *стр. 23. Сила таланта Анеты в её протесте. Она находится в постоянной лихорадке, оттого, что не может смириться, поэтому трагические роли ей удаются особенно хорошо. Её игра окрашивается в необыкновенные цвета, потому что это красота гибели. Сама она говорит, что теперь она играет одну роль, талант её тухнет, она становится одностороннее. |
Она была танцовщицей, пела в хоре, знала все роли, её даже назначили играть роль герцогини «де Бурблян». Видимо, большего таланта в ней не было, но она была обворожительна и любила своё искусство. |
4. речь (как говорит, какие слова использует) |
С рассказчиком она говорит, как с равным, хотя он свободен, а она крепостная. Она видит в нём художника, творца, как она сама. Речь её грамотна, образна, но порывиста и лихорадочна, как то состояние, в котором она находится постоянно. В начале разговора её речь прерывиста, автор передаёт волнение героини. С князем она говорит непокорно, с негодованием. В речи её проявляются её непокорность, горячность, болезненность. Тональность повествования возвышенная, трагическая, полностью соответствует содержанию рассказа. |
Речь Любови Онисимовны часто неграмотна, потому что, в отличие от Анеты, она не получила образования. Она использует слова: подпури, серьги камариновые, плакончик, тьма промежная. Её эмоциональность выражается в использовании в речи инверсий, прерывающихся фраз. Простота, душевность проявляются в оборотах разговорной речи. Её речь образна, так как героиня восприимчива к красоте. Она использует в речи переносное значение слов, олицетворения, сравнения. Доброе, мягкое отношение к окружающим проявляются в использовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обращений. Тональность повествования, благодаря сказительнице, мягкая, спокойная. Тем более странно это в контрасте с содержанием трагичности её рассказа. |
5. Как относится к своему подневольному положению? |
Анета не смиряется со своим положением. Её протест выражается в том, что она находит человека, от которого рожает ребёнка. Но этот протест личный. Тем более обидно, что Анета умирает, а её ребёнок остаётся крепостным князя. |
Люба относится достаточно спокойно к своему положению. Хотя, может быть, это только так кажется, ведь с описываемых событий прошло достаточно лет, нет остроты переживаний в душе Любови Онисимовны. Но она относится к своему положению как к само собой разумеющемуся. В отличие от Анеты, она не видела другой жизни. Перед ней прошли судьбы других крепостных графа Каменского, и она понимает ужас своего положения, когда ей надо надеть костюм святой Цецилии. Спасения она не ждёт, не протестует. Только когда Аркадий похищает её, появилась надежда в её душе. Но тем больнее потом разочарование. Её отчаянное состояние понятно читателю, когда описывается её попытка удавиться на собственной косе. |
6. Протестует ли? Если протестует, то из-за чего? |
Анета протестует потому, что князь не признаёт её способности быть великой актрисой. Он считает её своей крепостной девкой, а не актрисой. Это возмутило её больше, чем попытка посягнуть на её честь. |
Попытку самоубийства Люба предприняла тогда, когда услышала, как мучают Аркадия. До этого она смирялась со своим положениям. |
7. Какова идея произведения? |
Идея произведения - страшно крепостное право. Оно губит великие таланты. * стр.39. Самое ужасное в том, что была разбужена душа Анеты, но душа актёра должна быть свободна, чтобы творить, а она скована. Тем ужаснее её положение. |
Идея повести звучит в заключительном аккорде: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал». В этой короткой фразе выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему несправедливые, уродливые общественные отношения - крепостное право и жестокость людей. |
Авторы произведений большое внимание уделяют изображению крепостного права, ведь пафос их рассказов - крайне негативное отношение к издевательству и унижению человека человеком. Об этом нам расскажут ребята группы «Крепостное право».
Поисковый лист 4-ой группы.
Изображение крепостников и крепостных.
Вопросы сравнения |
«Сорока-воровка» |
«Тупейный художник» |
1. Охарактеризуйте князя Скалинского и графа Каменского |
Сначала рассказчик хочет попасть в театр князя Скалинского, потому что князь слывёт человеком богатым, меценатом, покровителем искусства и людей искусства. Но познакомившись с порядками в его театре, а ещё более после того, как побеседовал с Анетой, рассказчик понимает, что этот блеск и благородство только внешнее. За ними скрывается чёрствая и жестокая душа сластолюбца и самодура. По своей прихоти он распоряжается судьбами подневольных людей. Никто не смеет ему перечить. Своих актрис, особенно тех, которым он оказывает своё тяжёлое покровительство, он держит взаперти, к ним никто не может прийти поговорить. Рассказчик должен взять разрешение у самого князя, чтобы посетить Анету. |
Граф Каменский уже внешне не внушает симпатии: у него «некрасивое и ничтожное лицо». Любовь Онисимовна рассказывает о том, какие «мучительства» терпели от него крестьяне. Их за малейшую провинность секли на конюшне, могли отдать в солдаты, у провинившихся женщин «все дети поступали на страшное тиранство», полюбившихся барину актрис «доставляли на барскую половину», а непокорных отправляли на мучительство. Мучили по-разному: и струной, и дыбой. * стр.382-383 |
2. Кто ещё из крепостников и как изображён в произведении? |
|
Брат графа Каменского «был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал...» |
3. Судьбы крепостных крестьян в повести |
В рассказе есть эпизод, когда в кабинет к управляющему приводят связанного Матюшку. Этот человек накануне играл с рассказчиком в одном спектакле лорда. Оказывается, что он давно сидит в тюрьме за то, что передал записку одной актрисе, а на сцену его приводят прямо из темницы. |
Народ был доведён до отчаяния. Многие жизни были загублены, судьбы - искалечены. Мы узнаём также о несчастной судьбе пестрядинки Дросиды, доброй женщины, ухаживавшей за больной Любой на скотном дворе и научившей её топить своё горе в вине, потому что «оно горе горькое, а яд горевной ещё горче, а облить уголь этим ядом - на минуту гаснет». |
4. Образы «господских прислужников» |
Подлая лакейская сущность многих подневольных князя проявляется тогда, когда Анета попала в опалу. У неё отняли лучшие роли, ей стали говорить «ты». Его прихлебатели строго сторожат крепостных актрис и строго выполняют все распоряжения князя. |
Ещё более страшными показалось поведение людей, одержимых слепой покорностью и страхом перед хозяевами жизни. Эти люди, «господские прислужники», способны на предательство, как поп-иуда, и даже на какую-то бессмысленную жестокость, как тульский палач. «Ему перед делом три стакана рому дали выпить... сто кнутов ударил всё только для одного мучения... а потом как сто первым щёлкнул, так всю позвонцовую кость и растрощил... Всё ещё покрикивал: «Давай ещё кого бить - всех орловских убью» |
Подводя итог нашего урока, хочется с облегчением вздохнуть, что ужасы крепостного права далеко в прошлом, не зря Лесков посвятил свой рассказ благословенному дню 19 февраля 1861 года, дню отмены крепостного права.
Write a comment
Ольгв (Wednesday, 02 December 2015 10:14)
БОЛШОЕ спасибо
Валентина (Wednesday, 13 April 2016 16:20)
Спасибо за интересный материал!