Материалы к изучению романа Л. Н. Толстого "Война и мир"

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.  

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Download
Эстетические взгляды Л. Н. Толстого. Лекция
Эстетические взгляды Толстого.doc
Microsoft Word Document 140.5 KB

Жизненные искания князя Андрея. Презентация к уроку-семинару

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.


Download
Карточки к изучению романа Л. Н. Толстого "Война и мир"
Толстой Война и мир Карточки.doc
Microsoft Word Document 4.7 MB

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.


А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"? 

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

Какие свойства натуры Наташи восхищают автора?

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"? 

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.


На батарее Тушина. Читает Грибов. Аудио с вопросами

Запись из фонохрестоматии времён СССР. В аудиозапись добавлены вопросы. По ходу прослушивания ребята отвечают письменно в краткой форме на вопросы. Потом по тем же вопросам проводится беседа.


Князь Андрей на Аустерлицком поле

Дуэль Пьера и Долохова

Князь Андрей в Отрадном

Первый бал Наташи


Write a comment

Comments: 43
  • #1

    nadecda (Monday, 28 October 2013 23:35)

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Марина Шлыкова (Wednesday, 09 April 2014 12:39)

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Гульбаршын (Tuesday, 16 December 2014 05:44)

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Сима (Wednesday, 15 April 2015 04:52)

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам !Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю !

  • #5

    Надежда (Sunday, 19 April 2015 15:38)

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    ЕВГЕНИЯ (Friday, 08 April 2016 16:48)

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Елена (Monday, 20 February 2017)

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Светлана (Saturday, 18 March 2017 05:35)

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Елена (Monday, 15 January 2018 12:48)

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Наталья (Sunday, 04 February 2018 13:49)

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Олеся (Thursday, 08 February 2018 12:33)

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Светлана (Monday, 19 February 2018 16:28)

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Татьяна (Tuesday, 20 February 2018 17:37)

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку , ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Галина (Tuesday, 27 February 2018 19:13)

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Елена Болдакова (Friday, 23 March 2018 14:42)

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Зоя (Sunday, 25 March 2018 22:57)

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Ольга (Friday, 30 March 2018 22:08)

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Ольга (Monday, 02 April 2018 09:31)

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Оксана (Sunday, 08 April 2018 09:16)

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Наталия (Wednesday, 18 April 2018 07:04)

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Светлана (Wednesday, 02 May 2018 19:16)

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Ольга (Wednesday, 16 May 2018 21:37)

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Елеа (Monday, 30 July 2018 07:54)

    Огромное спасибо.

  • #24

    Елена (Sunday, 02 September 2018 20:14)

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Татьяна (Wednesday, 05 September 2018 11:02)

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10)

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Наталия (Wednesday, 21 November 2018 15:18)

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28

    Таня (Tuesday, 11 December 2018 21:15)

    Спасибо!

  • #29

    Оксана (Monday, 07 January 2019 19:15)

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Людмила (Tuesday, 22 January 2019 21:04)

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Светлана (Tuesday, 29 January 2019 10:40)

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Светлана (Wednesday, 30 January 2019 09:48)

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Ирина (Wednesday, 13 February 2019 20:41)

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Виктория (Thursday, 28 February 2019 19:38)

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Валентина (Friday, 08 March 2019 15:11)

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Нефедова Елена (Thursday, 14 March 2019 14:25)

    Огромное спасибо!

  • #37

    Ирина (Saturday, 16 March 2019 12:52)

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Наталья (Thursday, 21 March 2019 19:36)

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Вера (Saturday, 23 March 2019 08:01)

    Спасибо большое!

  • #40

    Маргарита (Saturday, 30 March 2019 06:06)

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Юлия (Friday, 05 April 2019 16:17)

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Наталья (Friday, 12 April 2019 07:18)

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Алла Кузнецова (Tuesday, 09 July 2019 12:38)

    Спасибо Вам!!!