Система уроков по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

На этой странице вы найдёте разнообразный материал к изучению романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Это презентации к системе уроков, видео-, аудио-, тесты. Данная система уроков составлена по книгам В. Г. Маранцмана "Роман А. С. Пушкина "ЕО" в школьном изучении". - М.: Просвещение, 1983 и Н. А. Станчек "Восьмиклассники читают "Евгения Онегина", М.: Просвещение, 1968. Несмотря на то что эти книги вышли давно, но они ориентируют учителя на подробное, детальное изучение романа. Они дают глубокий и разнообразный материал к урокам. Маранцман предлагает несколько способов изучения романа: "вслед за автором", проблемный, образный. Я выбрала "вслед за автором", при этом используя метод "погружения в текст". Такой метод помогает глубоко изучить содержание романа даже в слабомотивированных классах. А разнообразный иллюстративный, аудио- и видеоматериал дают возможность сделать уроки интересными даже для самых слабых и трудных учащихся.


Скачать
Тест по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Евгений Онегин тест.zip
Сжатый архив в Zip формате 7.5 MB

1 урок - "День Онегина". На этом уроке мы путешествуем вместе с Онегиным по "маршруту" его дня, выясняем причину его хандры, сравниваем Онегина и автора, составляя обобщающую таблицу.


Цель изучения второй главы - сравнить Ленского и Онегина, а также познакомиться с сёстрами Лариными. Главный вопрос урока: почему и Ленский, и Онегин, и Татьяна чувствуют себя чуждыми в деревенском кругу? Презентация включает аудио-файлы, по которым строится работа на уроке. На дом учащиеся получают задание дополнить сложный план сравнительной характеристики Ленского и Онегина. Презентацию можно скачать из архива.


На третьем уроке уроке мы анализируем письмо Татьяны. В данном случаем на уроке используется метод погружения в текст, комментарий учителя. Также архив включает включённые в презентацию аудио- и видео-файлы.


На четвёртом уроке мы подробно анализируем сцену разговора Татьяны и Онегина в саду. Главные вопросы урока:

•Показать центральное событие главы – объяснение Татьяны и Онегина – в связи с другими событиями

•Прояснить отношение автора к герою

На уроке используется метод "погружения в текст" и комментарий учителя. В принципе, к этому уроку можно и не делать презентацию, так как весь урок - это беседа с элементами диспута.


Главное при изучении 5 главы - это корни характера Татьяны, влияние на её формирование фольклорного начала и западноевропейской литературы. В презентации вы найдёте схему, которая содержит гиперссылки. Они отсылают к другим слайдам, которые исследуют вопросы "Фольклорное начало в Татьяне" и "Влияние западно-европейской литературы".


В центре изучения 6 главы - анализ дуэли Ленского и Онегина. Презентация дополнена фрагментами из кинофильма, оперы П. И. Чайковского. Ссылка содержит архив с презентацией.


7 главу мы не изучаем подробно. А вот 8 глава важна для понимания трагедии двух людей, не совпавших во времени. В урок включены фрагменты из оперы П. И. Чайковского, из кинофильма "Евгений Онегин". На уроке используются ответы на проблемные вопросы, эвристическая беседа, метод погружения в текст, анализ языковых особенностей, заполнение исследовательской таблицы. Мы знакомимся с тремя различными точками зрения на финал романа: Гуковского, Макогоненко и Слонимского. Дома ребята должны написать небольшую работу, доказав ту или иную точку зрения с опорой на текст.


Тесты


Оставить комментарий

Комментарии: 25
  • #1

    Светлана Ивановна (Понедельник, 18 Ноябрь 2013 14:34)

    Инесса Николаевна! Задержалась на работе с олимпиадами, настроение испорчено, завтра "Евгений Онегин". Хочется приготовиться серьезно и понимаю, что не хватает времени. От этого еще хуже. А тут - ваши работы. Огромное Вам человеческое спасибо за чудесный материал. Палочка-выручалочка Вы! Здоровья Вам и успехов.

  • #2

    Перова Инесса Николаевна (Понедельник, 18 Ноябрь 2013 15:11)

    Светлана Ивановна, спасибо!
    Не падайте духом. Перефразируя известную фразу, "Интернет нам поможет!"

  • #3

    Нина Игоревна (Среда, 18 Декабрь 2013 12:56)

    Уважаемая Инесса Николаевна! За эти годы вы стали мне очень близким и дорогим человеком! Не побоюсь таких слов! Вы помогаете мне провести уроки на очень высоком уровне. Ваши находки и презентации радуют учащихся ,а главное-учат быть мыслящими. Спасибо! Ежедневно говорю Вам слова благодарности. Я желаю Вам счастья и здоровья! Храни Вас Бог!

  • #4

    Татьяна Ивановна (Воскресенье, 12 Январь 2014 14:40)

    Какой труд! Уважаемая Инесса Николаевна, большое спасибо. У меня уже 42 педагогический год идёт. Настроение хуже некуда: эти объединения школ удивляют, раздражают, отбивают желание работать. А тут такая радость! Просмотрела, скачала, поразмыслила и сама себе сказала: "Ерунда, с божьей помощью и это переживём!" Спаси Вас Бог!

  • #5

    Перова Инесса Николаевна (Воскресенье, 12 Январь 2014 14:51)

    Большое спасибо, Татьяна Ивановна! Очень приятно, что мои работы не только экономят время учителей, но и дают позитивный заряд.

  • #6

    Ольга (Среда, 15 Январь 2014 19:23)

    Инесса Николаевна, кроме слов благодарности за Вашу работу и восхищения Вашим творчеством, сказать ничего не могу, потому что остальное уже не так важно. Не очень люблю электронные ресурсы, но Ваши действительно близки мне: учат детей МЫСЛИТЬ. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

  • #7

    Татьяна Бризицкая (Среда, 29 Октябрь 2014 18:27)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное Вам спасибо за материал по изучению произведения "Евгений Онегин". Пусть жизнь вам воздаст за бескорыстную помощь коллегам!

  • #8

    Виктория (Пятница, 28 Ноябрь 2014 22:03)

    Инесса Николаевна, провела открытый урок по "Евгению Онегину", использовав материалы, щедро представленные Вами. Благодарю! Считаю, что удаче своей всецело обязана Вам.

  • #9

    Перова Инесса Николаевна (Суббота, 29 Ноябрь 2014 13:57)

    Виктория, уверена, что презентации и видео - это половина дела. Главное на уроке, по моему мнению, - это личность учителя.

  • #10

    Юлия (Понедельник, 07 Сентябрь 2015 14:11)

    Уважаемая, Инесса Николаевна! Много лет слежу за Вашим Творчеством! Вы не только восхищаете потрясающими уроками, но и вдохновляете на личные педагогические подвиги! В "минуты тягостных раздумий" Ваш талант - моя личная основа для оптимизма и веры в детей! Огромное Вам спасибо.

  • #11

    Ирина Алексеевна (Вторник, 15 Сентябрь 2015 12:56)

    Уважаемые коллеги, прошу простить, если вдруг я кого-то обижу. С тех пор, как литературу загнали в рамки тестов, я ее не преподаю. И вот взглянула на тесты по "Евгению Онегину". Мне больно за то, что нашу литературу загоняют в примитивные рамки тестов.

  • #12

    Перова Инесса Николаевна (Вторник, 15 Сентябрь 2015 13:39)

    Уважаемая Ирина Алексеевна!
    Никто никуда нашу литературу не загонял. Как преподавали, так и преподаём: с погружением в текст, с написанием сочинений, с анализом текста. Посмотрите, мы пользуемся методичками 1968 года. И это не консерватизм, а отбор из методики того, что учит, помогает мыслить, отвечать на проблемные вопросы.
    Тестов в ЕГЭ и ГИА практически не осталось. Там сочинения и несколько вопросов из теории литературы. Посмотрите презентации. Это не всё, что я даю на уроках, но это подробный анализ всех глав. И думающие учителя будут преподавать так, как им преподавали когда-то. А те, кто только начинает путь учителя, я надеюсь, определит, что действительно важно и нужно, а что ерунда.
    Вы увидели на странице один тест, очень жаль, что Вы не ознакомились с другими материалами. Я без ложной скромности ими горжусь, хотя уже многое и изменила бы, и не в направлении тестов.
    Дети у нас вырастают думающие. Ну, в нашей школе, во всяком случае. Может, повезло с детьми... Но и выйдя из школы, они возвращаются к классике, читают, думают.

  • #13

    Ольга (Вторник, 01 Декабрь 2015 18:06)

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо за уроки по " Евгению Онегину", ну просто кладезь всего!!! Всё, что можно найти на Вашем сайте, полезно и современно. Не устаю восхищаться Вашим талантом и трудолюбием!!! Удачи Вам во всех Ваших начинаниях и "продолжениях")))
    С уважением, Гай О.Л.

  • #14

    Ольга (Понедельник, 21 Декабрь 2015 16:23)

    Добрый вечер, Инесса Николаевна! Я думаю, что многим учителям-словесникам скоро придется делиться своей зарплатой с Вами, настолько неоценима Ваша помощь, спасибо огромное. С наступающим Новым годом!

  • #15

    Елизавета Петровна (Воскресенье, 07 Февраль 2016 12:04)

    Инесса Николаевна! Спасибо Вам огромное за этот сайт. Это жемчужина! Так много полезной и интересной информации, очень хочется выразить Вам свою благодарность за этот кропотливый труд! Как же повезло Вашим ученикам! Здоровья и дальнейших творческих успехов!

  • #16

    Любовь (Понедельник, 12 Сентябрь 2016 18:18)

    Здравствуйте! Я не словесник, но Ваш сайт- это действительно чудо, я нашла много интересного для своих уроков. Восхищаюсь Вашим творчеством и трудолюбием! Учитель истории Любовь

  • #17

    Елена (Среда, 02 Ноябрь 2016 05:49)

    Инесса Николаевна! Случайно наткнулась на Ваш сайт....в восторге! Огромное Вам спасибо за щедрость и понимание! Это неоценимая помощь литераторам в подготовке к урокам!Спасибо! Здоровья Вам, добра, счастья!

  • #18

    Татьяна Стифуткина (Пятница, 11 Ноябрь 2016 17:54)

    "Обкатала" сегодня урок. Очень довольна, по времени всё гладенько улеглось. Тёплое, душевное спасибо!

  • #19

    Перова Инесса Николаевна (Воскресенье, 27 Ноябрь 2016 18:52)

    Девочки, ну вы даёте. Аж в краску вгоняете!
    Всё нормально: делаем, делимся, друг у друга учимся. Это нормально!

  • #20

    Татьяна (Пятница, 09 Декабрь 2016 07:24)

    Большое Вам спасибо! Ваши разработки помогают поддержать интерес к предмету у учащихся и придают уверенности мне как учителю. Спасибо.

  • #21

    Наталья Григорьевна (Воскресенье, 18 Декабрь 2016 13:04)

    Большое спасибо за щедрость и такую глубокую работу

  • #22

    Владимир Игоревич (Вторник, 07 Март 2017 17:57)

    Уважаемая Инесса Николаевна!

    В 2007 году я сделал доклад на «Онегинских чтениях» в Михайловском о моём подходе к сюжетной хронологии романа «Евгений Онегин». В том же году я сделал доклады на эту тему в Доме Пушкина (Москва), на заседании Пушкинской Комиссии и выпустил брошюру «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя или как мне пришлось открывать сюжетную хронологию романа «Евгений Онегин»», которую можно найти по адресу https://yadi.sk/i/AL_2Gm88zu8ET и скачать. В 2011 году эту брошюру прочитала Заслуженный Учитель Украины Жуковская Надежда Филипповна (преподаватель русского языка и литературы), организовала в своём городе – Уманске обсуждение моей работы среди преподавателей русского языка и литературы и прислала мне весьма положительный отзыв от них.
    Этот отзыв побудил меня сделать фильм для учеников о сюжетной хронологии романа «Евгений Онегин», который помог бы ученикам глубже воспринять это произведение в течение не более одного урока (фильм длиться 32 минуты). Фильм находится по адресу https://yadi.sk/i/rtkxzRoCmk7tv и доступен для скачивания или в YouTube по словосочетанию «сюжетная хронология романа Евгений Онегин».

    Мне было бы приятно, если бы Вы смогли прочитать мою брошюру, а также посмотреть фильм, оценить полезность показа его ученикам и размещению этих вещей на Вашем сайте.
    Буду Вам признателен, если Вы сообщите Ваше мнение о моей работе и фильме с указанием ошибок, недочётов и пожеланий.
    С уважением
    Доктор технических наук Беляков-Бодин Владимир Игоревич

  • #23

    Перова Инесса Николаевна (Среда, 08 Март 2017 10:05)

    Спасибо большое, Владимир Игоревич!
    Будет очень интересно познакомиться с Вашей работой, тем более что мы с учениками делаем проект-сайт, посвящённый "Евгению Онегину".
    Интересно, что в последнее время много исследований о Пушкине принадлежат "перу" людей с техническим образованием. Это другой взгляд на литературу.

  • #24

    Светлана (Понедельник, 20 Ноябрь 2017 05:35)

    Спасибо огромное! Для начинающего учителя - ваши уроки по Евгению Онегину - клад!

  • #25

    Ирина (Вторник, 21 Ноябрь 2017 16:52)

    Все доступно, просто. Огромное спасибо!