"Щелкунчик". Интегрированный урок

В 5 классе последний урок литературы во 2 четверти - "Рождественская сказка, или Грёзы наяву". Это интегрированный урок литература+изо+музыка. Замечательно, если его будут вести сразу три учителя. Но и одному филологу это тоже по силам. 

Подготовка к этому уроку занимает много времени. Сначала мы детально изучаем произведение Гофмана, потом знакомимся на уроках музыки с балетом П. И. Чайковского, на уроках Изо ребята рисуют портреты Мари, Щелкунчика, Дроссельмейера, Мышиного короля. Причём школьники должны отразить в портретах характеры героев. Потом на уроках литературы мы учимся словесно рисовать музыку, а на уроках Изо с помощью средств живописи изображать, например, Вальс Цветов, или танец Феи Драже, или Вальс Снежинок. Это очень увлекательное занятие, которое развивает разные способности учащихся, помогает взглянуть на сказку глазами художника, композитора, писателя. И мне не жалко времени на такую работу, так как она захватывает и меня, и ребят.

На этой странице я опубликую разные материалы к этому уроку, на который меня вдохновила статья Ядровской Е. Р, напечатанная в своё время в журнале "Литература в школе". Да простит меня автор, что я позаимствовала некоторые её идеи.


Видеофрагмент с урока по сказке "Щелкунчик"

На уроках литературы

Гофман «Щелкунчик» (вопросы к уроку)

Данные вопросы проверяют глубину прочтения книги учащимися, направляют текстуальный анализ.

·    Когда происходит действие сказки Гофмана? (24 декабря)

·    Чем интересен этот день? (Это канун католического Рождества)

·    Где происходя события? (в доме советника медицины Штальбаума)

·    Кто главные герои сказки? (Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер)

·    Кто такой Дроссельмейер? (старший советник суда, крёстный Мари и Фрица)

·    Зачитайте, как выглядит Дроссельмейер.

·    Какими талантами он обладал?  (Он умел чинить часы и создавал разные механические игрушки)

·    Что дарил Дроссельмейер детям? (крепости, сады, дворцы – механические игрушки)

Гофман, как и Андерсен, отрицательно относится к механике. Он за всё живое и нерациональное.

·    Зачитайте, о каких подарках мечтали дети в канун Рождества (Фриц – о гнедом коне, Мари – о новой кукле)

·    Что же дети получили в подарок? (кукол, посуду, платье, книжки, гусар, коня и замок)

·    Прочитайте, как выглядел замок.

·    Понравилась ли детям игрушка? (Нет, так как человечки в замке повторяли одни и те же движения, в игре не было разнообразия и возможности творить)

·    Как дети показали Дроссельмейеру своё отношение? (Фриц прямо высказался: «Раз нарядные человечки в замке только и знают, что повторять одно и то же, так что в них толку?» А Мари «потихоньку отошла, но постаралась это сделать незаметно».)

·    Можно ли из этих поступков сделать выводы о разнице в характерах Мари и Фрица? (Фриц резкий, прямой, а Мари тактичная, не хочет обидеть крёстного)

·    Прочитайте, как выглядел Щелкунчик.

·    Какие чувства он вызывает? (Он милый, вызывает симпатию)

·    Как на него отреагировали Мари и Фриц – одинаково или по-разному? (Мари он очень понравился, она про себя его называет «славный человечек», «хорошенький человечек», «любезный Щелкунчик», когда он вывихнул себе челюсть, она восклицает: «Ах, бедный, милый Щелкунчик!» Фриц же называет его «дурак»)

·    Как вы думаете, почему Щелкунчик похож на Дроссельмейера? (Он его племянник)

·    А почему Дросселдьмейер не жалеет Щелкунчика, когда тот вывихнул себе челюсть?

Ребята должны понять, что образ Дроссельмейера неоднозначный, в традициях романтизма. Он «текуч», неопределим.

·    Теперь давайте подробнее поговорим о главной героине. Охарактеризуйте Мари. Какой вы её себе представляете?

·    Какими чертами она обладает? (Добрая, тактичная, жалостливая, смелая)

·    Докажите, что она добрая, милосердная (Она заступается за Щелкунчика, спасает его от Фрица, ухаживает за Щелкунчиком, укладывает его в постельку Клерхен, обвязала ему плечико лентой)

·    Докажите, что она смелая (Она бросается на защиту Щелкунчика, швыряет туфельку в Мышильду)

·    Теперь обратимся к чудесным событиям. Во сколько они начались? (в 12 часов ночи)

·    Почему именно в это время? (Это время чудес и в то же время – нечистой силы)

·    Прочтите, как бьют часы, как они выглядят?

·    Как вы думаете, почему на часах вместо совы сидит Дроссельмейер?

·    Вообще, как вы считаете, Дроссельмейер добрый или злой герой? (Хоть он и возвещает наступление мышиного войска, но это добрый герой: он дядя Щелкунчика, крёстный детей, который любит их и дарит им игрушки, чинит Щелкунчика и другие игрушки)

·    Прочитайте, как появились мыши.

·    Как ведёт себя в бою Щелкунчик? (Он решителен, смел, ведёт за собой кукол: скарамушей, Панталоне, трубочистов. Он всех заражает и подбадривает)

·    Как он относится к Мари, как её называет? (Он учтиво опускается перед ней на колено, называет её Прекрасной дамой. Он рыцарь и благородно относится к ней)

·    Что говорит о том, что он верен Мари и благодарен ей? (Он предпочитает украсить себя скромной ленточкой Мари, а не поясом куклы Клерхен)

·    Как отнеслись в семье к рассказу Мари? (мама – «вздор», считают рассказ Мари результатом горячки, болезни)

·    А как вы считаете, это болезнь, выдумка или правда?

Дошла очередь послушать сказку о Твёрдом орехе. (Ребята рассказывают сказку)


На уроках музыки

Презентация к уроку музыки по балету П. И. Чайковского "Щелкунчик".

Она знакомит с вальсом Цветов, Танцем феи Драже, дивертисментом, рассказывает о таком музыкальном инструменте, как челеста. В презентации должны быть видео- и аудиофайлы. Они есть на этой странице. Скачайте их, пожалуйста, и сами вставьте в презентацию.

Титульный лист презентации к уроку музыки

Этот слайд сопровождается вводным словом учителя.

Знакомство с термином "дивертисмент".

"Испанский танец. Шоколад" Просмотр видеосюжета, обсуждение

"Арабский танец. Кофе". Просмотр фрагмента из балета, обсуждение

"Китайский танец. Чай". Просмотр видеосюжета, обсуждение

"Занимательный трепак. Русский танец"

Танец феи Драже. Прослушивание музыки, обсуждение

"Вальс цветов". Прослушивание музыки, обсуждение. Вопросы на слайде


Интегрированный обобщающий урок

Презентация к обобщающему уроку "Рождественская сказка, или Грёзы наяву" включает такие этапы урока, как отгадывание кроссворда, эвристическую беседу, обсуждение иллюстраций учащихся, викторину на знание музыкальных фрагментов. В презентации должны быть видео- и аудиофайлы. Они есть на этой странице. Скачайте их, пожалуйста, и сами вставьте в презентацию.

Титульный лист презентации

По ходу демонстрации этого слайда учитель рассказывает о двух сказочниках - Гофмане и Чайковском.

Отгадывание кроссворда на знание сказки. Кроссворд анимирован, вопросы  и ответы выходят по клику мыши.

Обсуждение образа Мари

Беседа. Обсуждение образа Щелкунчика

По ходу демонстрации данного слайда учащиеся словесно рисуют музыку "Битва с мышами".

Викторина

Этот вопрос слайда проверяет знание балета

Образ Дроссельмейера

Последний слайд звучит как жизнеутверждающий аккорд, так как он содержит фрагмент из балета - его финал.


Фрагменты из балета (Если вы скачали презентацию, то там вы найдёте эти фрагменты)

Видеофрагменты взяты из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик" в исполнении В. Васильева и Е. Максимовой. Чудесный балет, божественная музыка, ребята не остаются равнодушными. Очень интересно наблюдать, как они замирают, когда смотрят па-де-де. Что-то вызывает смех, например, "Китайский танец".






Аудиофайлы (Они есть в презентации)


Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    Тамара Третьякова (Четверг, 25 Декабрь 2014 17:49)

    Дорогая Инесса Николаевна! Огромнейшее спасибо Вам за такие чудесные разработки уроков, особенно за видеофильмы! Дети уже ваш голос узнают, и говорят: "Это фильм Инессы Николаевны!"

  • #2

    Перова Инесса Николаевна (Пятница, 26 Декабрь 2014 11:23)

    Спасибо большое!

  • #3

    Вера (Воскресенье, 08 Май 2016 22:00)

    Спасибо за интереснейший материал! Такая работа увлекает и учащихся, и учителей! Вы заряжаете желанием придумывать творческие уроки!