На этой странице вы можете познакомиться с системой работы над темой "Былины" в 7 классе. Презентация содержит материал к нескольким урокам: "Былина как жанр УНТ", "Былины Киевского цикла", "Былина "Вольга и Микула Селянинович"", "Садко", "Урок-игра по теме "Былины"".
Презентация включает видео, аудио, иллюстрации, кроссворды, вопросы викторины.
Слайд 1
Былины
Система уроков литературы в 7 классе
Слайд 2
Цели уроков:
Цель 1 урока:
Слайд 3
Искусство народных
мастеров стало легендой,
его власть простёрлась
и на наше время.
В. Аникин
(Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)
Тест
(Эпитет, гипербола)
(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)
(колыбельная)
(скороговорка)
(сказка)
(песня)
(былина)
(пословица)
Слайд 13
Вспомним жанры фольклора
(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)
Слайд 14
(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями)
Слайд 15
Задание: Запишите определение в тетрадь
Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
На севере былины назывались стбрины, стбринки
Слайд 16 (информационный)
Сказители былин
Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.
Слайд 17
(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)
Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.
Слайд 18 (информационный)
Владимиро-Суздальский период
Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.
Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.
Слайд 19
Васнецов «Богатыри»
Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Слайд 20
Сходство и отличия сказки и былины
(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)
Слайд 21
Задание
Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)
Слайд 22
«Богатырский словарь»
(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)
Слайд 24
Предыстория былины
(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве
Слайд 25
Домашнее задание
Цель 2 урока:
Слайд 26
Проверим домашнее задание
(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)
Слайд 31
Проверим внимание!
Слайд 32
Объясните значение слов:
(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)
Слайд 33
Ответьте на вопросы:
(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)
Слайд 34
Задание
Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.
Слайд 35
Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)
Слайд 36
Заполните таблицу примерами из текста
(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)
Слайд 37
Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»
Слайд 38
Ответьте на вопросы:
Слайд 39
Домашнее задание
Следующий урок - урок изучения Новгородских былин
Цель 3 урока:
Слайд 41
Из истории данной былины
Былина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.
Слайд 42
Объясните значение устаревших слов:
Слайд 43
Исторический комментарий
Слайд 44 (информационный)
Князь Вольга
Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.
Докажите
Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст
Слайд 45
«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук - как шило; острый, высоко загнутый носок
Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола
Слайд 46
Троекратный повтор
Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?
Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря
Слайд 47
Гипербола
Гипербола - это преувеличение.
Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя
Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения
Слайд 49 (информационный)
Садко в морском царстве
Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» - «это, - по словам В. Г. Белинского, - один из перлов русской народной поэзии... Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».
Слайд 50
Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)
Слайд 51
«Садко» Задание
Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?
В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.
Слайд 52
Домашнее задание
Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:
Цели 4 урока:
1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
Слайд 54
Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)
А и тут Илье ему и славу поют,
А и славу поют ему век по веку!
(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)
Из какой былины взят отрывок?
Слайд 63
Васнецов «Витязь на распутье»
2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
Слайд 64
Разгадайте кроссворд
5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)
6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)
7. Город, из которого родом Садко (Новгород)
8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)
9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)
9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)
10. Герой Новгородского эпоса (Садко)
11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)
3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)
4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий - от 3 до 5 баллов)
5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)
Предлагаю вашему вниманию видео с урока внеклассного чтения. Класс был разбит на три команды. Каждая команда должна была представить иллюстрации к былинам, героя былин, пантомиму. Не каждый раз урок проходит удачно. Всё зависит от сплочённости класса и умения самостоятельно готовиться к уроку. В данном случае это не совсем удачный вариант.
Write a comment
Рогожина М.С. (Saturday, 12 July 2014 17:52)
Инесса Николаевна! Огромное спасибо за Вашу очень нужную работу. Многие темы с Вами становятся лёгкими и интересными.
Ольга Анатольевна (Wednesday, 03 September 2014)
Огромное спасибо, Инесса Николаевна, за такую интересную и содержательную презентацию. Обязательно завтра использую её на уроке. Думаю, ребятам понравится. Радует, что у нас есть такие творческие и бескорыстные учителя. Спасибо!
Ирина Г. (Tuesday, 09 September 2014 14:13)
Инесса Николаевна! Огромнейшее Вам спасибо!Вы не только отличный учитель русского языка и литературы, методист от Бога, но и великолепный ИНФОРМАТИК)))) Думаю, не каждый с Вами сможет конкурировать))))))) и в области компьютерных технологий)))))))
tanyamarkevich (Friday, 19 September 2014 14:04)
Спасибо! Инесса Николаевна! Очень пригодились Ваши материалы. Воплотила Ваш кроссворд в LearningApps. Заходите в гости, посмотрите.
Наталья (Sunday, 13 September 2015 19:45)
Дорогая Инесса Николаевна! Большое Вам спасибо за Ваши работы. У Вас прекрасный сайт и по форме, и по содержанию. На мой взгляд, один из лучших. Спасибо Вам за Ваш огромный труд!
Валентина Анатольевна (Sunday, 18 September 2016 11:29)
Инесса Николаевна! Спасибо за Вашу очень нужную работу.
Всегда есть чему у вас поучиться!
Светлана (Monday, 11 September 2017 13:44)
Огромное спасибо, Инесса Николаевна! Доброго Вам здоровья и неиссякаемой энергии!
Екатерина (Sunday, 24 September 2017 07:36)
Огромное спасибо за разработанную систему уроков по былинам. Всё находится в одном файле, в одной презентации. Не надо ничего искать, богатый материал в презентации. Редко бывает, когда я что-то из разработанных уроков перенимаю у других педагогов. Но Ваша разработка выше всяких похвал!!!
Анна Николаевна (Wednesday, 14 September 2022 17:26)
Огромное спасибо за нарезку фрагментов для уроков!
Шамиля (Sunday, 03 September 2023 12:10)
Большое спасибо за богатый материал