В. Скотт "Айвенго", баллады о Робине Гуде

Я давно собиралась обобщить материалы о легендах о Робин Гуде, романе В. Скотта "Айвенго" и балладах В. Высоцкого к кинофильмам "Стрелы Робин Гуда" и "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". Мне хотелось "объять необъятное", объединить, на первый взгляд,  необъединимое на интегрированном мероприятии.

На этой странице опубликован конспект интегрированного урока по роману В. Скотта "Айвенго". Этот урок интегрирует такие предметные области, как литература, музыка, история. Он задуман как урок-игра, в котором соревнуется несколько команд из одного или разных классов. Это своего рода турнир. Каждая команда выбирает рыцаря и прекрасную даму, которые должны придумать себе костюмы, а рыцарь - ещё и щит с гербом и девизом. И герб, и девиз надо обыграть, представить. Команды соревнуются на знание текста, реалий того времени, исторических фактов и героев.

Но, обдумывая этот урок, я поняла, что должна быть проведена обстоятельная предварительная работа, включающая анализ романа В. Скотта, чтение народных баллад, создание проекта о Робин Гуде. Эту работу я хочу показать вам на этой странице.


Система уроков

Первый этап работы - знакомство с народными легендами о Робин Гуде. Ребятам даётся на дом индивидуальное задание: прочитать одну из легенд (по заданию учителя) и составить её краткий пересказ. Затем на уроке ученики рассказывают баллады, составляя канву жизни Робина Гуда.

Скачать
Народные баллады о Робине Гуде
Баллады о Робин Гуде.docx
Microsoft Word документ 142.2 KB
Скачать
Образец ответов учащихся
Выполнение задания, размещённого выше
Пересказ легенд о Робин Гуде.docx
Microsoft Word документ 20.0 KB

После этой работы учитель знакомит ребят с иллюстрациями к балладам и памятниками и барельефами Ноттингема, изображающими героя. Задание - подобрать названия к иллюстрациям и скульптурам и рассказать, что на них изображено. Это проверяет усвоение материала.

Проверить знание баллад можно и с помощью презентации-игры. На этом уроке могут состязаться как несколько участников, так и команды.


Далее можно предложить проектную работу для создания групповых проектов.

1. Виртуальная экскурсия в Ноттингем и Шервуд.

2. Прототипы героев баллад о Робине Гуде.

3. Робин Гуд в художественной литературе.

4. Робин Гуд в кинематографе.

5. "По следам героев "Айвенго" (Виртуальная экскурсия)

В ходе создания первого проекта целью становится создание презентации-виртуальной экскурсии по Ноттингему и Шервуду. Задачи: изучить имеющийся в Интернете материал о месте действия Робина Гуда, о достопримечательностях современных Шервуда и Ноттингема, связанных с именем героя, обобщение материала, сбор иллюстративного материала, создание текста экскурсии, создание карты путешествия, интерактивной презентации, выступление перед классом.

Целью создания второго проекта является обобщение исследовательского материала по теме, создание справочной презентации.

Цель пятого проекта также создание виртуальной экскурсии в форме презентации или видеоролика.

Если говорить о 3 и 4 проектах, то это скорее не проекты, а сообщения.


Виртуальная экскурсия в Нотитнгем и Шервуд

Цели и задачи проекта перечислены выше. Собирается группа ребят. Раздаются задания:

1. Прочитать про современный Шервуд и места, связанные с Робином Гудом. Отобрать ссылки, составить по материалам текст экскурсии.

2. Прочитать про современный Нотитнгем и достопримечательности его, связанные с именем героя. Отобрать ссылки, составить по материалам текст экскурсии.

3. Подобрать иллюстративный материал о Шервуде

4. Подобрать иллюстративный материал о Нотитнгеме

5. Создать карту-маршрут путешествия по Шервуду

6. Создать карту-маршрут путешествия по Ноттингему

7. Выбор оформления презентации и клипарта для неё

8. Создать презентацию с тригерами к карте достопримечательностей Шервуда

9. Создать презентацию с тригерами к карте достопримечательностей Нотитнгема

10. Объединение двух презентаций в одну

11. Создание текста выступления

12. Выступление на уроке с проектом. Его защита

Изучение романа В. Скотта "Айвенго"

Скачать
Серия уроков по роману В. Скотта "Айвенго"
Уроки предполагают детальное изучение романа, знакомство с биографией В. Скотта, сообщения учащихся об исторических личностях романа, комментарии учителя. Только после этих уроков можно провести урок-игру. При создании этого материала я пользовалась материалами Интернета.
В. Скотт Айвенго Изучение романа.docx
Microsoft Word документ 48.0 KB

Баллады В. С . Высоцкого к фильму "Стрелы Робин Гуда"

Очень интересно отражают содержание баллад песни Высоцкого. Кроме того, они философские, поэтому интересно объяснить их скрытый, метафорический смысл, подняться вместе с автором до философского обобщения. Дайте ребятам задание прослушать баллады, объяснить их смысл. Это можно сделать как письменно, так и устно. Думаю, что устно будет даже интереснее. Каждый сможет высказаться, может быть, сообща нам удастся глубже погрузиться в текст песни.

В. Высоцкий "Баллада о времени"

Эта баллада используется как эпиграф  к серии уроков. После прослушивания задаём такие вопросы:

Почему мы обращаемся к легендам и сказаниям тысячелетней давности? Какие ценности остаются вечными на все времена?


Следующие два ролика можно использовать в игре. Первый задаётся как вопрос, а второй демонстрирует ответ на него.

Данный эпизод фильма "Легенда о доблестном рыцаре Айвенго" используется как иллюстрация. Можно задать следующие вопросы после просмотра:

  • Как называется место поединка (ристалище)
  • Как называют людей, которые являются глашатаями на турнире и его распорядителями? (герольды)
  • Как на турнире следует держать копьё и почему? (горизонтально, копьё должно поразить противника или выбить его из седла)
  • Как понимать фразу: "Биться тупым оружием"? (это значит не на смерть)
  • Кто является судьёй турнира? (принц Джон)
  • Что вы знаете об этом историческом лице?
  • Как рыцари показывают, с кем они хотят биться? (они касаются щита зачинщика турнира копьём, тупым или острым его концом)

В. Высоцкий "Баллада о любви"

Когда возникла любовь в мире? Чем жертвуют влюблённые для сохранения своего чувства? Какая любовь описывается в этой балладе? Как вы понимаете фразу: "Я дышу, и значит, я люблю, я люблю, и значит, я живу"?


В. Высоцкий "Баллада о вольных стрелках"

Эта песня используется как иллюстрация перед началом разговора о народных балладах о Робине Гуде.


В. Высоцкий "Баллада о борьбе"

Объясните смысл метафоры "книжные дети". Как вы понимаете смысл фразы: "А в кипящих котлах пpежних боен и смут/ Столько пищи для маленьких наших мозгов!" Почему всё-таки мы читаем о давно прошедших временах? Какие идеалы провозглашает автор в этой балладе? Объясните последние строчки песни: "Значит, нужные книги ты в детстве читал". Какие книги надо читать в детстве и зачем?


Скачать
Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир" (по роману В. Скотта "Айвенго")
На уроке используются игровые, проектные и интегрированные технологии. Также применяются элементы театрализации.
Игра по Айвенго.docx
Microsoft Word документ 35.6 KB

Полезные ссылки по теме

Прекрасный материал о Робине, его друзьях и противниках я взяла с ЭТОЙ страницы

А ЗДЕСЬ вы можете найти народные баллады о Робин Гуде


Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Середа Светлана Германовна (Четверг, 13 Октябрь 2016 14:19)

    Инесса Николаевна, Вы молодец, что так детально вникла в тему и интересно её преподнесла. Спасибо, что разместила для ознакомления другим такой богатый материал, на подборку которого потрачено немало времени.
    С уважением С.Г.Середа

  • #2

    Гагарская Надежда Михайловна (Воскресенье, 06 Ноябрь 2016 17:12)

    Инесса Николаевна, благодарю за прекрасный материал. Спасибо, что даёте возможность использовать наработанное Вами. Успехов Вам в работе!