Д. И. Фонвизин "Недоросль"

Предлагаю вашему вниманию фрагменты документального фильма о Фонвизине, презентацию к системе уроков по комедии "Недоросль", аудиофайлы.


Урок 1. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1. Фонвизин и его комедия

Реализация домашнего задания

· Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)

· Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)

Слайд 2. Родословная. Детство(просмотре видеосюжета)

• Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

• Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

• Где родился Фонвизин? (в Москве)

• В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

• Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

Слайд 3. Комедия «Недоросль»

• Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

• В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

Слайд 4. Постановка комедии

• Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

• Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

• Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

• Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

3. Викторина на знание комедии.

Ø Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

Ø Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

Ø Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

Ø Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

Ø Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

Ø Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

Ø Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

Ø Как зовут жениха Софьи? (Милон)

Ø Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

Ø Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

Ø Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

Ø Кому принадлежат эти слова:

o «А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

o «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

o «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

o «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

o «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

4. Анализ комедии.

Слайд 5. Вспомним теорию!

• Что такое сатира?

• Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

• Что такое комедия?

• Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

(*Далее идёт беседа по 6-7 слайдам)

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.

Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.

· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.

Проверка индивидуального домашнего задания

1. Рассказ о Цифиркине

2. Рассказ о Кутейкине

3. Рассказ о Вральмане

Ø Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? (Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)

Слайд 7.

Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Ø Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)

Ø Сама она образованная или нет?

Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?

Другая проблема, поднятая автором, - это проблема крепостного права и дворянства

Слайд 8.

Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Слайд 9.

Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Слайд 10.

Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

Ø К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?( Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.)

Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.

Проверка индивидуального домашнего задания:

Слайд 11.

Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)

2. Выучить определения сатиры и комедии

Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма

1. Проверка домашнего задания

 

Ø Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?

 

Ø Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?

 

Ø Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?

 

Ø Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми

 

Ø В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это

 

Ø Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?

 

Ø А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?

 

2. Слово учителя. Запись лекции.

 

“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.

 

Слайд 15.

 

Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.

 

В литературе и искусстве существуют такие направления:

 

1. Классицизм

 

2. Сентиментализм

 

3. Романтизм

 

4. Реализм

 

5. Модернизм

 

Слайд 16.

 

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

 

Слайд 17.

 

(* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)

 

Слайд 18.

 

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

 

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

 

Слайд 19.

 

Принципы классицизма

 

Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

Наследование античности как образцу

(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

Подражание “украшенной” природе

Главная категория – красота

 

Слайд 20.

 

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

 

Слайд 21.

 

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

 

Слайд 22.

 

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.

 

Ø Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

 

Слайд 23.

 

Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.

 

Ø Найдите здесь черты классицизма

 

Слайд 24.

 

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

 

Основные требования классицизма в литературе

 

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

 

2. Исключалось использование простонародного языка

 

3. Требование композиционной строгости

 

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

 

5. Строгое деление на жанры.

 

6. Система амплуа

 

Слайд 25.

 

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

 

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

 

Смешивать жанры считалось недопустимым!

 

Слайд 26.

 

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

 

Слайд 27.

 

3. Аналитическая работа

 

Ø Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? (Низким.)

 

Ø Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)

 

Ø Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?

 

Ø - Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.)

 

Ø Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)

 

Ø Какие идеи они исповедуют?

 

Ø Есть ли в комедии единство времени?

 

Ø Соблюдается ли единство места?

 

Ø Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)

 

Ø Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?

 

Ø Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)

 

Ø А от каких канонов классицизма отходит писатель?

 

Ø 1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры? (У положительных героев Фонвизин создаёт биографию, как, например, у Стародума)

 

Ø 2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

 

Ø 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

 

Ø 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

 

Ø 5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

 

Ø 6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

 

Слайд 28.

 

Обратимся теперь к вопросу создания комического

 

Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?

 

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

 

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

 

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

 

*Далее предлагаем посмотреть одну инсценировку. (1-4 явления 1 действия).

 

Ø “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)

 

Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.

 

Ø Докажите это примерами из комедии.

 

Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.

 

Ø Определите ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

 

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

 

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

 

Ø “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

 

“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.

 

Ø Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

 

Ø Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

 

Домашнее задание:

 

1. Выучить лекцию


Оставить комментарий

Комментарии: 11
  • #1

    Ольга (Среда, 18 Сентябрь 2013 18:54)

    Супер! Дети были в восторге. Это лучшее из всего предложенного в интернете. Спасибо!!!

  • #2

    Светлана (Понедельник, 30 Сентябрь 2013 16:25)

    Спасибо большое! Ваш сайт настоящий кладезь! Удивляюсь, где вы берете время на все?!

  • #3

    Николай (Воскресенье, 12 Январь 2014 16:04)

    Спасибо вам большое,сдаю литературу,решил повторить всю школьную программу от начала до конца-ваши ролики как никак кстати!Кратко,ясно,понятно.Выражаю вам огромную благодарность!

  • #4

    Аксана (Пятница, 26 Сентябрь 2014 11:28)

    У Вас просто замечательный сайт, огромное количество прекрасного видео- и аудио-материала! Уже рекомендовала его многим своим коллегам. Огромное спасибо за Ваше творческое горение!

  • #5

    котя (Понедельник, 17 Август 2015 18:51)

    супер, лучше не придумаешь

  • #6

    Лариса (Четверг, 01 Октябрь 2015 21:27)

    Огромное спасибо! Ваш сайт - это шкатулка с "драгоценностями". Успехов Вам!!!

  • #7

    Ирина (Пятница, 02 Октябрь 2015 14:24)

    Вы необыкновенной души человек! Замечательный педагог!

  • #8

    Юлия (Суббота, 17 Сентябрь 2016 10:24)

    Ценный материал. Большое спасибо!

  • #9

    Ирина (Вторник, 11 Октябрь 2016 17:48)

    Спасибо! Замечательный материал!

  • #10

    анна николаевна (Воскресенье, 16 Октябрь 2016 17:37)

    спасибо огромное

  • #11

    Арина (Среда, 19 Октябрь 2016 00:58)

    спасибо от всей души