Изучение творчества И. С. Тургенева в 10 классе. Материалы к урокам

Документальные фильмы

С этой лекции я всегда начинала изучать творчество И. С. Тургенева в 10 классе. Теперь на основе этой лекции я сделала фильм. Он составлен по тексту институтских лекций. Может, он не простой, но зато даёт некоторое представление о творческом методе писателя, его произведениях.

По ходу просмотра этих двух роликов ребята записывают основные факты  в тетрадь. Потом можно провести опрос по прослушанным материалам, составить тест, проверить выборочно тетради.

Фрагменты кинофильма

Кирсановы и Базаров

Конфликт между "отцами" и "детьми" завязывается уже при первой встрече. Всё во внешности, в поведении Базарова противоречит принципам жизни, мировоззрению Павла Петровича Кирсанова. Конфликт переносится автором в психологическую плоскость. Тургенев со своим тайным психологизмом, показывает несоответствие образа Базарова образу Кирсанова.

  • Как относятся к своей одежде,как одеваются Павел Петрович и Базаров?
  • Каковы руки у героев и о чём они говорят?
  • Как содержат свои волосы оба героя и как их это характеризует?
  • Каковы их движения, позы, жесты?
  • Какой приём использовал Тургенев при создании портретных характеристик героев?
  • Какой приём оказывает Павел Петрович Евгению при первой встрече?
  • Каковы первые впечатления Базарова о Кирсановых?
  • В чём причина первичной неприязни и даже ненависти Павла Петровича к Базарову?

Во-первых, он эстет до снобизма, и ему претит демократическая манера одеваться и вести себя Базарова. Во-вторых, они люди не только разных поколений, но и направлений мыслей: либерал Павел Петрович чувствует революционность натуры Базарова. В-третьих, подсознательная неприязнь по поводу происхождения. в-четвёртых, гордость, и он чувствует такую же гордость и в Базарове.


Об отношении Базарова к искусству. Комментарий

Нигилизм Базарова в области искусства родился как реакция на культ искусства в дворянской среде в 40-50-е годы 19 века. Теоретики "чистого искусства" сделали Пушкина своим знаменем, и часть революционной молодёжи невольно перенесла неприятие "чистого искусства" Пушкина. Тургенев верно уловил эту нигилистическую тенденцию, как отметил литературовед А. Батюто. В обстановке полной отсталости России к концу царствования Николая 1 эта молодёжь уповала главным образом на естественно-научную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в ту эпоху понимали истинный смысл искусства.

Аркадий и отец. Фрагмент фильма

Видно ли в этой сцене противоречие между Аркадием и его отцом? Они люди одной натуры, одного полёта или разные?

Аудиозаписи

"Не знаю вообще, каким образом Базаров мог бы вполне удовлетворить требованиям своих родителей, не отказываясь совершенно от своего личного существования. Если же, так или иначе, ему непременно пришлось бы оставить их неудовлетворёнными, тогда не из чего было возбуждать в них такие надежды, которые не могли осуществиться. Когда два человека, любящие друг друга или связанные между собою какими-нибудь отношениями, расходятся между собою в образовании, в идеях, в наклонностях и привычках, тогда разлад и страдание той или другой стороны, а иногда и обеих вместе, делаются до такой степени неизбежными, что становится даже бесполезным хлопотать об их устранении". (Писарев)


Известно, что Тургенев считал своей ошибкой, отступлением от своих правил излишнее объективное, "без идеализации" изображение нового человека. "В самый момент появления нового человека - Базарова - автор отнёсся к нему критически... объективно. Это многих сбило с толку и кто знает! в этом была, быть может, если не ошибка, то несправедливость. Безаровский тип имел, по крайней мере, столько же права на идеализацию, как предшествовавшие ему типы".

Разговор Аркадия и Базарова под стогом

  • В чём Базаров видит разницу между собой и своими родителями?
  • О чём он впервые задумался?

Он понимает всю ничтожность своего "я" по сравнению со всем пространством и временем. И это его гордую натуру возмущает до глубины души. Он не хочет с этим мириться, чувствует только "скуку да злость".


По мнению Тургенева, "отцы" должны прощать "сыновьям" ошибки молодости, быть снисходительными, а "дети" должны уважать старость, заслуги "отцов", относиться к ним с благоговением.

Раскол же во взаимоотношениях в семье ведёт к расколу в обществе. "Семейственность", традиции, передающиеся из поколения в поколение, - это тот фундамент, который является опорой всему обществу.

"Смерть Базарова должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру". (И. С. Тургенев)

"Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг" (Д. Писарев)

Базаров перед смертью

В письме Суворину в феврале 1893 года Чехов с восторгом отзывался о романе "Отцы и дети", и в особенности о сценах болезни и смерти Базарова. Он писал: "Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети"! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? А Кукшина? Это чёрт знает как сделано! Просто гениально". Можно лишь догадываться, что вызвало такую высокую оценку романа, но бесспорно одно, что страницы болезни и смерти Базарова Чехов считал сильнейшими в романе. И как врач, по всей вероятности, был удивлён точностью в описании болезни, самочувствии больного. "Болезнь сделана так сильно, что я ослабел..." - писал Чехов, но особое воздействие на писателя оказало повествование о последних днях жизни Базарова.

Смерть Базарова

  • Как Базаров реагирует на приезд Одинцовой?
  • О чём он с ней говорит?
  • Какие чувства он проявляет в разговоре с ней?
  • Какие слова он для неё находит?

Предлагаю вашему вниманию ученическое сочинение, которое было написано лет 25 назад. Написала его моя сестра.

Эта работа не в духе нынешних сочинений-рассуждений, которые пишутся по жёстким, но достаточно простым критериям. Раньше оценивалось не только детальное знание произведений, критических статей, не только умение логично выстраивать свою работу, но и оригинальность стиля. Во всяком случае таковы были требования к медальным работам.

На мой взгляд, это сочинение мы сейчас бы назвали "эссе". Это вольные размышления на заданную тему. В работе есть грамматические и логические ошибки. Оно не идеально. Но мне оно всегда очень нравилось, прежде всего, своей формой.


Сочинение на тему: "Страстное, грешное, бунтующее сердце"

Но между могилами есть одна,

до которой не касается человек,

которую не топчет животное:

птицы садятся на неё и поют на заре.

Евгений Базаров похоронен в этой могиле.

И. С. Тургенев

Много новых людей создаёт время, и все они чем-то похожи, чем-то непохожи друг на друга. "Отцы" и "дети"... Литература только успевает зарисовывать мелькающие образы. Остановись, мгновенье!

Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин... Люди, которые чего-то хотят, но ничего не могут. Это всё лишние для будущего, и даже для настоящего, лишние люди, "умные ненужности". Они не давали спокойно спасть людям, словно под боком гвоздь. Они "самоломанные" - это значит: недовольные, это борцы, которые рождены бороться с собою, себя ломать и ... мечтать о временах лучших и людях необыкновенных. Они ещё не оперились, но учатся летать на земле.

Кто же будет следующим? Какого смельчака выставит старая Русь? Именно "старая", потому что её сломать может только её воспитанник.

Вот он, новый мученик жизни, новая жертва, гигант, которому назначенье... Трудно сказать. Скорее, действовать, но как? Остановись! Перед тобою бездна и горькая известность. Стой! Но чем страшнее для него будущее, тем упорнее он идёт к нему, тем ожесточённее решимость его.

Может быть, ярость сознания неизбежности им движет, или упрямое желание испытать себя тяготит над ним? Кто знает? Но он не отступит от своего пути: каким ни кажется прекрасным будущее других дорог, но оно искусственно, неестественно превозносится "отцами", а потому не для него, не сможет дать его раскалённому сердцу желанного наслаждения.

Да, его сердце горит. Пусть он внешне спокоен и холоден и даже, как ему самому сначала казалось, "внутри холодом веет". Жизнь не дала ему долго обманываться. Она применила давно испытанное средство - любовь! Любовь нельзя отрицать, как и смерть. Это он понял, испытал сам. И стал ещё сильнее. Любовь сделала его "романтиком", а это прекрасно. Но она не сбила его с дороги, а только сделала её короче и легче.

Но лёгкого пути через трудности нет. Он "точно по краю пропасти ходит" и не только не бежит отсюда, он сам закрыл себе путь назад. "Ан нет... хочется с людьми возиться, хоть ломать их, но возиться с ними". Но он только хочет. Он в бездействии, одинок среди сотен людей. Ему нет друзей. Навязываться? "Нет уж, извините. Мне и одному ничего". "Когда я встречу человека, который бы не спасовал бы передо мною, тогда я изменю своё мнение о себе". Гордость, самоуверенность? Да, но справедливая и законная.

Пришёл конец гиганту. Он сорвался в пропасть. Это не протест против заговора молчания, который не беспокоит его. Просто случай толкнул его туда, горький случай. Но он нашёл там свою стихию. Это "неприятная случайность" - такая нелепая гибель, но единственная возможность испытать его, дать ему место для боя, право на борьбу. Он и без крыльев летал, но конец предрешён был самим началом полёта, гибель неизбежна и необходима.

Лети, борись и ... будь, как прежде, спокоен, то есть уверен. "В теперешнее время полезнее всего отрицать". Хватит, насмотрелись, наслушались, "нам скучно любоваться собой, нам других подавай. Нам других ломать надо!"

Подожди! Отдохни немного, сил наберись перед боем... "Нет!.. Прощайте-с и будьте здоровы"


Оставить комментарий

Комментарии: 10
  • #1

    Элеонора (Пятница, 08 Ноябрь 2013)

    Спасибо, Инесса Николаевна, за Ваш фильм об истории создания романа. Лаконично и очень содержательно. Успехов Вам и здоровья.

  • #2

    Диана (Понедельник, 06 Январь 2014 07:22)

    Инесса Николаевна, Вы большая труженица! Огромное спасибо за материалы. Всё по существу, четко и понятно.

  • #3

    Алла (Пятница, 31 Октябрь 2014 15:59)

    Вот повезло чьим-то детям с таким Учителем!

  • #4

    Татьяна (Среда, 10 Декабрь 2014 21:54)

    Инесса Николаевна, большое спасибо! Как всегда, выручили интересным и надёжным материалом. С уважением и благодарностью, Маркова Т.М.

  • #5

    Наталья (Пятница, 19 Декабрь 2014 20:54)

    Я тоже пользуюсь конспектами, написанными лет 15 назад. И как они меня выручают, хоть и в бумажном варианте! Спасибо, Инесса Николаевна, за новинки, которые Вы создаете. Старое в сочетании с новым очень интересно получается.

  • #6

    Мангушева Е.И. (Понедельник, 16 Ноябрь 2015 15:51)

    Не первый раз вижу ваши работы. Вы исключительно талантливый человек! Спасибо за помощь, за вашу открытость и щедрость

  • #7

    Оксана (Воскресенье, 06 Декабрь 2015 16:05)

    Спасибо, Инесса Николаевна. Вы поистине щедрый человек, не все готовы делиться наработками, как это делает Вы. Думаю, Вашим ученикам очень повезло с учителем. Сейчас так много лишнего и бессистемного в образовании, а Вы отличаете зерна от плевел.

  • #8

    Елена (Воскресенье, 27 Декабрь 2015 14:13)

    С наступающим Новым Годом! Крепкого здоровья и новых творческих успехов! Большое спасибо за прекрасные презентации и уроки.

  • #9

    Перова Инесса Николаевна (Воскресенье, 27 Декабрь 2015 16:43)

    Спасибо большое, Елена! И Вас с праздниками! Всего-всего!

  • #10

    Ольга (Воскресенье, 20 Ноябрь 2016 20:29)

    Спасибо большое! Всех благ Вам и неиссякаемого запаса энергии!