Система уроков по "Повестям Белкина" А. С. Пушкина

Предлагаю вашему вниманию систему уроков по изучению сборника А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина". "Повести Белкина" я изучаю всегда в 6 классе целиком (за исключением повести "Гробовщик"). Считаю недопустимым фрагментарное изучение таких произведений. Если изучают "Станционный смотритель", то почему не изучается "Метель" или "Выстрел"? Каждое из этих произведений заслуживает самого пристального внимания. Каждое даёт возможность изучить эпоху Пушкина. Так, на примере повести "Станционный смотритель" мы знакомимся со способами передвижения в пушкинское время, "Барыщня-крестьянка" знакомит с русской усадьбой, "Выстрел" - с правилами дуэли. Все эти бытовые комментарии важны для последующего изучения русской литературы первой половины 19 века. Как читать произведения, если не знаешь, кто такой "бретёр", что такое отъезжее поле и т.д.? При изучении повести "Метель" мы знакомимся с музыкой Г. Свиридова, получается замечательный интегрированный урок, ребята словесно рисуют музыку, соотносят её с фрагментами повести. После некоторых уроков предлагаю написать небольшие сочинения, поразмышлять над прочитанным. На этой странице вы найдёте темы этих сочинений и даже образцы.

  1. История создания «Повестей Белкина». Исторический комментарий. «Станционный смотритель».
  2. «Станционный смотритель». Идейное содержание повести.
  3. Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.
  4. Смысл названия повести. Стихотворение «Бесы» и музыка Свиридова.
  5. Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
    «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина.
  6. Повесть "Выстрел" и образ Сильвио
  7. Обобщающий урок-игра по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

По причинам большого объёма материала (25 страниц) у меня нет возможности опубликовать на одной странице все материалы. Поэтому предлагаю ознакомиться с выдержками, а целиком скачать материал

Фрагменты из кинофильма "Станционный смотритель"

Сочинение «О чём заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель»».

Примерный план.

  1. Вступление. О своём первом впечатлении, о вопросах, которые возникли при чтении повести.
  2. Какие проблемы поднимает автор и как их разрешает?
  3. Какую роль играют библейские картинки?
  4. Какую роль играют портреты Дуни и Самсона Вырина?
  5. Какие черты скрыты за внешностью героев?
  6. Говорящие детали и символы в повести.
  7. К каким выводам приводит нас Пушкин?
  8. Ваше отношение к героям и поставленным проблемам.

Тема: Повесть А.С.Пушкина «Метель».

 План анализа.

1.   Тема - превратности любви. Именно эту тему развивают фабула и сюжет
новеллы.

2.  Фабула - цепь событий в их причинно-следственной связи.
Фабула «метели» анекдотична.

Традиционный набор элементов:

-         Богатая невеста - бедный жених.

-         Препятствие - запрет родителей

-         Бегство

-         Препятствие - метель

-         Ошибка

-         Влюблённые: «первая» невеста - «блестящий» жених.

-         Тайное препятствие - узы брака

-         Счастливое совпадение

-         Счастливый конец

3.  Сюжет

а) за счёт «фигуры умолчания» в новелле создаётся «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника, каков секрет «полусумасшедшего письма», в чём причина молчания Бурмина. Тайна объясняется только в самом конце новеллы.

Б) Сюжет изложен от лица помещика Белкина, «наложившего на них одни и тот же отпечаток своего простодушного взгляда на вещи». Самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т, уездной барышней.

4.  Система персонажей в 1-ой части новеллы:

протагонисты - антагонисты - помощники

Марья Гавриловна и Владимир – Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна – Священник, корнет, землемер, молодой улан, кучер Терёшка, горничная, крестьяне

Тема: Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка.

Урок "Мир русской усадьбы" предлагаю начать с экскурсии по усадьбе. Такой культурологический комментарий упростит работу на уроке, поможет ребятам понять то, что осталось непонятно.

 Викторина на знание повести.

-         как звали отца Алексея Берестова? (Иван Петрович)

-         Что читал Иван Петрович Берестов? (Сенатские Ведомости)

-         Как звали отца Лизы Муромской? (Григорий Иванович)

-         Кто из помещиков был англоманом? (Муромский)

-         Как звали гувернантку Лизы Муромской? (Мадам Жаксон)

-         Сколько лет было Лизе? (17)

-         Где жили Берестовы? (В Тугилове)

-         Где жили Муромские? (В Прилучине)

-         К кому на именины ходила Настя? (к поваровой жене в Тугилово)

-         Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)

-         Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

-         Чьей дочерью представилась Лиза? (Василия-кузнеца)

-         Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

-         Что читала Лиза-Акулина? ( «Наталью, боярскую дочь» Карамзина)

История жизни Ивана Петровича Берестова.

Иван Петрович Берестов в молодости служил в гвардии. Берестов выходит в отставку в начале 1797 года.

Уехав в свою деревню, женился на бедной дворянке, возможно, по воле родителей, и не относился к жене с любовью и заботой; т.к. жена его, когда умирала в родах, он находился на охоте.

«Хозяйственные упражнения скоро его утешили». Берестов строит новый дом. Деньги, вложенные в строительство фабрики, быстро возвратились, доходы утроились. Берестов стал одним из богатых помещиков губернии, отправил сына, подросшего к тому времени, учиться в столицы, а потом в университет, по всей вероятности, Геттингенский. Сам же принимал гостей, занимался лошадьми, собаками, ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей», и сам записывал расход.

История жизни Григория Ивановича Муромского.

Он был близким родственником графу Пронскому, имел значительное состояние. Возможно, он жил в городе. Именно такие люди, не знающие цену затраченному на работу времени, не представляющие, как хлеб родится, беспечно проматывали в столицах состояние, проигрывали в карты, устраивали балы. Муромский служил, но, вероятно, недолго. Возможно, он ездил за границу, где и заразился англоманией.

После смерти жены Муромский уехал с дочерью в деревню. Его проказы: английский сад, костюмы английских жокеев на конюхах, содержание «Мисс

Жаксон», - всё это оборачивалось новыми долгами, к тому же крестьяне имения, заложенного Григорием Ивановичем в Опекунский совет, должны были выплачивать проценты на сумму, которую помещик благополучно тратил.

Тема: А. С. Пушкин «Выстрел».

Слово учителя о прототипах.

Н. Прототип - существующий в реальной действительности человек, жизнь и характер которого положены писателем в основу созданного им образа.

В облике Сильвио искали черты отдельных современников Пушкина 

-           Декабрист Лунин

-           «художественная портретность с подполковником Липранды».

-           «отчасти повторение личной судьбы Байрона».

Немало дошло до наших дней воспоминаний и рассказов о людях, в равной степени могли быть прототипами героев Пушкина. Интересный случай, характеризующий «хладнокровных храбрецов» этой поры, приводит в своих воспоминаниях декабрист Гангеблов, рассказывая о поручике Шеффлере, который «мало дорожил жизнью»:

Когда офицеры заспорили о точном расстоянии между возведённой ночью батареей и вражеской крепостью, Шеффлер решил помирить их и «направился к цели, помахивая белым платком. Турки, приняв его за парламентёра, не мешали; но когда Шеффлер, достигнув самой крепости, зашагал в обратный путь, но только не по прямой уже линии, а зигзагами, за ним посыпался град пуль... Присоединившись к нам, он объявил, что насчитал 299 шагов».

Сочинение на тему: «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?»

Образец: Образ метели в повести - это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкины - это сама судьба.

Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.

Нет Божьего благословения - нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого «Конём не объедешь».       

И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».

Скачать презентацию

Урок-игра по "Повестям Белкина" А. С. Пушкина


Литература

  1. Н.Н.Полянских. Повесть Пушкина «Станционный смотритель» ст. в  журнале «Литература в школе» N 5-99 стр.50
  2. В.Влащенко. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. Ст. в газете  «Литература» N35-99 г. Cтp. 11
  3. А.Г.Гукасова «Повести Белкина» А.С.Пушкина. М: Издательство  академии пед. наук, 1949г.
  4. В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб. хрестоматии лит-туры 6 кл.» М. «Просвещение» 1992г.
  5. Турьянская Б.И. и др. литература в 6 кл. : Урок за уроком. - М: Русское слово, 1999г.
  6. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.:Просвещение, 1996г.
  7. А.Репин. «Метель» Пушкина: план анализа. Ст. в газете «Лит-ра» N9-2000 стр.4
  8. В.Влащенко. Тайный пафос рассказа. Интерпретация нравственно-духовный смысла «Метели». Ст. в газете «Лит-ра» N 21-91 стр.6
  9. Л.Клипина, И.Барабашкина «Метель» Пушкина и музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести. Ст. в газете «Лит-ра» 27-2000 стр.14
  10. О.Павлова «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина. Ст. в газете «Лит-ра» N 2-2001 стр.13
  11. П.Е.Панкратова, Обобщающий урок в 5-м кл. по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в газете «Лит-ра» N 35-99 стр.12
  12. О.А.Ерёмина. Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в журнале «Литература в школе» N 1-99 стр.48

Оставить комментарий

Комментарии: 8
  • #1

    Наталья Геннадьевна (Понедельник, 09 Сентябрь 2013 10:59)

    Инесса Николаевна!Часто захожу на сайт и нахожу нужный материал. Такой талант! Богатейший материал. Спасибо! Удачи Вам!

  • #2

    Олеся (Четверг, 17 Октябрь 2013 17:30)

    Огромное спасибо за Ваш нелегкий труд и помощь другим!!!

  • #3

    Надежда (Понедельник, 01 Декабрь 2014 12:31)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Хочется хочется сказать Вам огромное спасибо за Ваш труд, за Ваши наработки! Богатейший материал! Позволяет очень разнообразить урок! Спасибо Вам!

  • #4

    Лерочка (Вторник, 03 Ноябрь 2015 15:17)

    Не очень. Я конечно понимаю, это заняло очень много времени, но там говорится только о "Стационном смотрителе". Почему про другие повести написано очень мало?

  • #5

    Наталья (Вторник, 10 Ноябрь 2015 18:59)

    Спасибо! Ваши ученики - счастливые люди!

  • #6

    Алла (Воскресенье, 15 Ноябрь 2015 15:36)

    Спасибо за отличный материал. У меня небольшой опыт и Ваши разработки мне очень помогают.

  • #7

    Лариса (Воскресенье, 07 Февраль 2016 19:57)

    Спасибо большое. Вы такая умница, дай Бог вам здоровья.

  • #8

    Перова Инесса Николаевна (Среда, 09 Ноябрь 2016 07:28)

    Уважаемый ал-р. Ваш комментарий я не публикую, так как очень много ошибок. Если бы Вы попробовали его грамотно написать - с удовольствием.
    Итак, отвечу.
    Во-первых, думаю, это не тот сайт, на котором надо прятать своё имя за ником.
    Во-вторых, Вы читали, что я тут написала? Какой "разбор" Вы тут увидели? Тут пример сочинения ученика, игра, фрагменты фильма...
    В-третьих, думаю, что Вы чем-то обижены на учителей, а жаль, не надо чесать всех под одну гребёнку, в каждой профессии есть разные люди.
    В-четвёртых, с чего Вы взяли, что все что-то "передирают", учась в педе?
    И в итоге жаль, что такое негативное сознание. Надо всё-таки видеть и хорошее.
    Понравилось, что "читаете так, как некоторые курят".