ГИА по русскому языку

Материалы для учителей и учащихся по подготовке к ГИА по русскому языку. Здесь вы найдёте демоверсии, кодификаторы, спецификацию, варианты работ, материалы по подготовке, примеры сочинений.


Подготовка к сжатому изложению

Скачать
Способы сжатия текста
Урок в 8 классе.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point 438.5 KB

Ниже вы найдёте разные аудиозаписи для подготовки к написанию сжатого изложения. Есть достаточно большие тексты старого образца, есть и более новые, 2014 года.

Аудиозаписи 2014 года

Скачать
Мир детства
01-3.mp3
MP3 аудио файл 3.7 MB
Скачать
Дерево
04-6.mp3
MP3 аудио файл 4.4 MB
Скачать
Леса
07-9.mp3
MP3 аудио файл 3.6 MB
Скачать
Текст №4
10-12.mp3
MP3 аудио файл 3.6 MB
Скачать
Доблесть
13-15.mp3
MP3 аудио файл 4.0 MB
Скачать
Добрые чувства
16-18.mp3
MP3 аудио файл 4.1 MB
Скачать
Война
19-21.mp3
MP3 аудио файл 4.2 MB
Скачать
Музыка
22-24.mp3
MP3 аудио файл 3.8 MB
Скачать
Слова
25-27.mp3
MP3 аудио файл 4.3 MB
Скачать
Совесть
28-30.mp3
MP3 аудио файл 3.7 MB

В помощь родителям. Как самим подготовить ребёнка к изложению


Читайте текст или давайте прослушивать аудиозаписи, но лучше сначала дать просто печатный текст, и пусть ребёнок его перепишет, сжав. Перед этим ему надо рассказать о способах сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение, об этом у меня есть презентация.
Итак, сначала сокращаем текст по абзацем (каждый абзац надо сжать, но сохранить важную информацию каждого абзаца). Замечательно, если при этом он применит все три способа сжатия.
Второй этап подготовки - пишем изложение, когда Вы читаете текст. Читать надо медленно и два раза. Вообще-то, если делать это по правилам, то первый раз ребёнок должен прослушать текст, а при втором чтении сделать записи опорных слов или составить план. Но так могут работать только подготовленные и хорошо успевающие дети. Если же навыка нет, то надо записывать при каждом чтении, стремясь как можно больше записать. После этого сокращаем текст на черновике и переписываем.
Третий этап - изложение под аудиозапись. Она читается быстро, в обычном темпе нашей речи. Теперь ребёнок должен учиться или быстро записывать, или воспринимать текст на слух, записывая опорные слова и составляя план.
Думаю, если у Вас есть желание и время, то Вы сами можете помочь ребёнку.
На самом деле, сжатое изложение не такой уж сложный вид работы.
Критерии оценивания: сжать все абзацы, сохранить абзацное членение, не нарушить логику, не сделать фактических ошибок, не сочинить ничего от себя.


Подготовка к тесту

Задание №4

Скачать
Орфограммы в приставках
В архиве презентация с теорией и практикой
4 орфограммы в приставках2.zip
Сжатый архив в Zip формате 310.9 KB

Задание №6

Скачать
Лексика
Задание №6 ОГЭ: заменить слово стилистически нейтральным синонимом
6 лексика.zip
Сжатый архив в Zip формате 978.3 KB

Задание №7

Скачать
Словосочетание
Разнообразный материал в презентации "Словосочетание": теория, практика, определение видов связи, анализ словосочетаний, замена одного словосочетания другим (синтаксические синонимы)
7 словосочетание.zip
Сжатый архив в Zip формате 213.5 KB

Задания №8, 11

Скачать
Грамматическая основа предложения
В ОГЭ образца 2015 грамматической основе посвящено несколько заданий: выписать основу предложения, определить количество грамматических основ. Это задания №8 и 11. В презентации вы найдёте теоретический и практический материал, готовящий к этим заданиям.
8,11грамматическая основа+хар-ка предл-н
Сжатый архив в Zip формате 330.7 KB

Задание №9

Скачать
Обособленные обстоятельства
Тест
9 обособлен обстоят.zip
Сжатый архив в Zip формате 73.7 KB

Задание №10

Скачать
Вводные слова и обращения
Задание №10 ОГЭ
10 Вводные слова.zip
Сжатый архив в Zip формате 986.0 KB

Задание №12

Скачать
Сложноподчинённое предложение
Задание №12 ОГЭ
12 СПП.zip
Сжатый архив в Zip формате 2.5 MB

Задание №13

Скачать
Виды подчинения
Однородное, последовательное, параллельное подчинение. Задание №13 ОГЭ. В презентации теория, алгоритм выполнения задания, тест.
13 виды подчинения.zip
Сжатый архив в Zip формате 99.7 KB

Подготовка к сочинению

В формате ОГЭ-2015 нас порадовала 3 часть: она вариативная в этом году, можно выбрать, какое сочинение писать. Можно выбрать сочинение на лингвистическую тему (которое зачастую пишется по шаблонам), можно написать второе - объяснить смысл фразы из текста (не всегда и не всем понятно, даже взрослым, в чём смысл этой работы и как объяснить очевидное), и есть новый вид работы, сочинение-объяснение значения слова. Мне понравился третий вид. На мой взгляд, многие ученики могут справиться с таким видом работы. Во всяком случае мои средние ученики пишут не 70 слов, а все 300 (что не всегда хорошо, ведь много слов - много ошибок), видимо, такая работа их вдохновляет.

Поговорим сначала о нём. Как я его вижу? Как к нему готовить?

Объясните значение слова (что такое МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ДРУЖБА  и т.д.) Ребят надо познакомить, как может объясняться значение слова, хотя они это должны были проходить в 5 классе по теме "Лексика", но вспомнить не помешает. Объяснить значение слова можно несколькими способами. Это подбор синонимов, описательный оборот, этимологический анализ и разбор слова по составу.  Можно совместить и то, и другое.

Иногда дают и многозначные слова, например: "Объясните значение слова СИЛЬНЫЙ". Конечно, сначала надо пояснить, что слово многозначное, оно может обозначать то и это (даются толкования). В каком значении слово употреблено в тексте? Приводится пример, делается вывод.

В сочинении этого типа (№3) надо не только дать значение слова, но и прокомментировать его. Что это значит? Это значит развить свою мысль, порассуждать об этом, ну а уж потом перейти к самому тексту, найти там примеры (доброты или её отсутствия, справедливости и т.д.). Приводя примеры, ученик должен делать выводы. Желательно примеры вводить микротезисами. Уже в 9 классе ученик должен уяснить, что пример - это не аргумент. Аргумент состоит из микротезиса+примера+микровывода. К тому же он должен оформляться с красной строки.

Хорошо также, если дети приучатся писать аргумент и контраргумент. В таком случае работа будет более выигрышной.

В оценивании такой работы большее количество баллов за аргументацию набирает тот, кто привёл два аргумента, один из текста, и один из собственного жизненного опыта.

Уже сейчас ребят надо приучать приводить примеры из литературных произведений, тогда они уже будут готовы к сдаче ЕГЭ в 11 классе.

Скачать
Тексты для тренировочной работы
Сочинение второго типа (объяснить смысл фразы)
Тексты для С2.2..doc
Microsoft Word документ 214.0 KB

По уши в ГИА прекрасный сайт, который подготовит вас к ГИА по русскому языку



Оставить комментарий

Комментарии: 21
  • #1

    Л. А. (Пятница, 06 Декабрь 2013 11:23)

    Уже несколько лет использую ваш материал для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА . Благодарим Вас все вместе.

  • #2

    Людмила Гинтер (Пятница, 17 Январь 2014 09:20)

    Вы потрясающе умная , талантливая и светлая личность!

  • #3

    Галина (Четверг, 13 Март 2014 15:32)

    Инесса Николаевна! Благодарю Вас за столь прекрасный материал, который помогает и учителям , и ученикам при подготовке к ГИА! Вам творческих успехов и силы духа!!! С уважением Галина Владимировна Масленникова. Краснодарский край.

  • #4

    Светлана (Суббота, 15 Март 2014 18:52)

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо! Ваши материалы очень помогают в работе! Здоровья, творческих удач и хороших учеников!

  • #5

    Л.К.Валиева (Понедельник, 07 Апрель 2014 16:43)

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо Вас за столь прекрасный материал, который помогает и учителям , и ученикам при подготовке к ГИА! Вам здоровья,творческих успехов и силы духа!!! Л.К.Валиева

  • #6

    Леонова Ольга (Воскресенье, 13 Апрель 2014 20:31)

    Инесса Николаевна! Благодарю Вас за прекрасный материал на Вашем сайте! Не раз пользовалась и рекомендовала коллегам. Доброго Вам здоровья и дальнейших творческих успехов! С уважением, О.Э.Леонова

  • #7

    Ильенко Ольга Анатольевна (Четверг, 17 Апрель 2014 06:57)

    Инесса Николаевна! Огромное Вам спасибо за Ваш сайт, бесценные материалы которого я использую в своей работе. Здоровья вам прежде всего, терпения, новых творческих успехов! Ильенко О.А. Краснодарский край.

  • #8

    Елена (Четверг, 17 Апрель 2014 15:05)

    Инесса Николаевна!
    Большое спасибо за ваш сайт и огромную доброту! Творческих Вам успехов и всего самого доброго!
    Елена Владимировна Яцешина.

  • #9

    Гайдакова Е.П. (Вторник, 20 Май 2014 22:08)

    Уважаемая Инесса Николаевна!
    Вы такая работоспособная, целеустремлённая, компетентная. Вы большая умница! понимаю, как непросто организовать и постоянно работать с собственным сайтом, когда у учителя так мало времени на собственную жизнь! огромное Вам СПАСИБО за Ваш труд.
    С уважением, Гайдакова Е.П., учительница русского языка и литературы из Петропавловска-Камчатского.

  • #10

    Малахова И.А. (Вторник, 03 Июнь 2014 05:30)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное спасибо Вам за ваши материалы, за ваш труд. Дай Вам Бог здоровья и возможности творить. СПАСИБО!!!!!!!!!!

  • #11

    Светлана (Среда, 06 Август 2014 13:14)

    В который раз обращаюсь к Вашему сайту.Всегда есть новый интересный материал.Огромоное Вам спасибо,Инесса Николаевна,за Ваше творчество и Вашу щедрость.Здоровья Вам,славных учеников и неиссякаемого источника творчества.

  • #12

    Ахметзянова Фания Химматулловна (Среда, 08 Апрель 2015 14:20)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Уже несколько лет я и мои ученики пользуемся Вашим сайтом. Огромное спасибо за прекрасные материалы. Не перестаю восхищаться Вашим профессионализмом, трудоспособностью, эрудицией, Вашей щедростью. Желаю Вам здоровья, неиссякаемой энергии, новых творческих успехов.

  • #13

    Елена (Пятница, 09 Октябрь 2015 19:58)

    Этот раздел для меня очень важный!Второй год имею в нагрузку русский язык.Через год экзамены, а изменений масса.Я ваша постоянная посетительница, а вы-моя спасительница!Спасибо преогромное!

  • #14

    Сима (Суббота, 24 Октябрь 2015 06:47)

    Здравствуйте, Инесса Николаевна!Поделитесь, пожалуйста, опытом подготовки к итоговому сочинению!

  • #15

    Перова Инесса Николаевна (Суббота, 24 Октябрь 2015 13:42)

    Здравствуйте, Сима!
    К счастью, у меня нет в этом году 11 класса. А в прошлом году был, но там я вела только русский, поэтому ещё пока особо не готовила к сочинению.
    Мы в школе проводим в осенние каникулы площадку по подготовке. Сначала знакомим со структурой сочинения, критериями оценивания, требованиями. Потом проводим мастер-классы по написанию вступления, подбору аргументов, рассматриваем блоки тем, составляем планы.
    Мне кажется, это комплексная работа, которой надо заниматься как минимум с 9 класса. Дети пишут большие и маленькие сочинения, естественно, читают книги, мы на уроках погружаемся в текст, детально его изучаем. Учим анализировать темы, формулировать задачу темы, составлять сложный план (который занимает часто целый лист), знакомим с видами вступлений, подбираем к каждой конкретной теме вступление. Также важно знакомить с видами речевых ошибок, учить находить их в тексте, редактировать текст. Каждое сочинение надо доводить до ума, для этого знакомим с редакторскими знаками, учим редактировать свой текст.
    Итоговое сочинение может быть написано в разных жанрах: письмо, очерк, статья, значит, надо знакомить с жанровыми особенностями этих видов работ, давать подобные работы, например, на дом. Это, думаю, надо делать с 5 класса. Мы пишем письма одного героя другому, вымышленные письма, которые продолжают сюжет произведения, например, "Что мог бы написать Чацкий после того, как он сказал сакраментальное: "Карету мне, карету!"? И тут стилизация писем: Чацкий Софье, Молчалин Чацкому, Софья Чацкому.
    Когда дети читают и постоянно пишут, проблем, как правило, не возникает. Вот сейчас в 10 классе чуть не каждый урок анализируем стихотворения. Дав вдруг контрольную в виде анализа, получаем неплохие результаты. То же самое было и с сочинением ограниченного объёма в 9, 10 классах. Беру темы из открытого банка заданий, даю их в классе и на дом. Чуть объясняю, каковы критерии оценивания. И пишем.
    Сейчас, думаю, детей надо ориентировать на несколько направлений, например, год литературы, тема любви... Подобрать произведения, вспомнить их содержание. Оцениваются-то эти работы пока просто: зачёт-незачёт. Незачёт ставится тогда, когда нет 250 слов и когда нет литературных примеров. По сути этим мы занимаемся и на уроках русского, когда готовим к сочинению ЕГЭ. Чтобы написать на "2", надо очень постараться.
    Вот хорошая ссылка http://sochinenie11.ru/
    Удачи! Может, позже напишу что-то подробное.

  • #16

    Елена (Понедельник, 12 Сентябрь 2016 22:45)

    Инесса Николаевна! Ваш сайт - спасательный круг для молодых специалистов. Такая подборка текстов!!! Огромное спасибо! Буду пользоваться на благо моих учеников.

  • #17

    Ирина (Воскресенье, 02 Октябрь 2016 21:51)

    Большое спасибо за ВАШ труд!!! Ваш сайт - помощь для многих учителей.

  • #18

    татьяна (Вторник, 25 Октябрь 2016 01:46)

    большое спасибо

  • #19

    Светлана (Воскресенье, 30 Октябрь 2016 06:23)

    Спасибо за помощь в подготовке учащихся к ОГЭ.

  • #20

    Татьяна Алексеевна (Воскресенье, 04 Декабрь 2016 12:51)

    Спасибо вам великое за подвижничество и щедрость души. Здоровья вам и вашим близким.

  • #21

    Перова Инесса Николаевна (Воскресенье, 04 Декабрь 2016 13:00)

    Спасибо, Татьяна Алексеевна!